«Истинная
ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и
какими средствами он этого добился».
Альберт Эйнштейн (1879–1955), физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики.
Наш комментарий
Может
быть, речь должна идти не столько о ценности человека, сколько о его сущности.
Два начала в человеке – «Эго» и «Я» изначально находятся в состоянии
полярности, при этом «Эго», вещественное, пассивное, тёмное, на начальных
этапах эволюции мыслящего сознания преобладает и довлеет над «Я», духовным,
светлым и активным, подавляет его.
Во
всех проявлениях жизнедеятельности неразвитая душа руководствуется
преимущественно своим эгоизмом – даже в проявлениях любви к ближним, пока не
достигнет того уровня познания и развития, при котором проснувшееся «Я» возьмёт
верх. Тогда не только сознание человека, но даже вся его внешность будут
источать духовность и чистые помыслы.
То,
о чём идёт здесь речь, символически отображено в начертании первой буквы
алфавита. Направленный вверх острый угол буквы А («Аз», «Я») символизирует
познание и, как следствие, устремленность всего живого к Богу, в Космос.
Горизонтальная
перекладина посередине этой буквы означает земное бытие человека, а также
границу, предел, обусловленные нахождением «Я» во плоти, состояние зависимости
и неведение, преодолеваемое на пути познания.
Часть
буквы над перекладиной обозначает высшее человеческое «Я», освобожденное от пут
земного мира, а часть буквы ниже перекладины – низшее, исключительно
материальное «Я», называемое также «Эго».
Основным
средством перехода от низшего «Эго» к высшему «Я» является… время. Каждый
человек проходит этот процесс преображения в череде жизненных циклов и
непременно (кто-то раньше, а кто-то позже) достигнет состояния духовности, при
котором все земные, плотские, а порой и нечистые желания станут неактуальными.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.