Поиск по этому блогу

четверг, июня 27, 2024

О прекрасном далёко

Песня «Прекрасное далёко» композитора Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина впервые прозвучала в пятисерийном детском кинофильме «Гостья из будущего» (режиссёр Павел Арсенов), вышедшем на экраны в 1985 году в дни весенних школьных каникул.

Фильм был снят по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977 год).

У тех, чьё детство пришлось на 1960-е годы, а с 1980-ми связана юность (автор этих строк как раз принадлежит к этой категории), советская песня с философским смыслом «Прекрасное далёко» в замечательном исполнении представителями нового юного поколения вызывает щемящую ностальгию. Идёт поток мыслеобразов, связывающих прошлое и настоящее и уводящих в будущее.

«От чистого истока в прекрасное далёко я начинаю путь…» Всматриваясь в глаза и лица поющих детей, явственно ощущаешь тот истинный чистый исток: он в детских душах.

И вспоминается далёкое детство, всплывают образы советских школьников, моих сверстников. Мы начинали свой путь такими же чистыми, наивными и открытыми и действительно верили в прекрасное далёко.

Сейчас же вектор восприятия для нас изменился: окрашенными в розовые цвета оказываются как раз образы минувшего детства.

Но дети остаются детьми. Сегодня они нынешние, по-прежнему искренне и задушевно поют о будущем.

Что же остаётся нам, знающим нечто неизмеримо большее, чем знают эти дети? По всей видимости, остаётся одно – вспоминая прошлое, оценивая свой опыт, ждать гостью из будущего. Только вот вряд ли она окажется той светлой девочкой Алисой, которая явилась из 2084 года перед ребятами из 6 «В» класса в весёлом советском фильме.

… Мыслеобразы не дают покоя. Они идут потоком из прошлого и проецируются на будущее. Настоящее же, перефразируя М. Ю. Лермонтова, «темно иль ничтожно».

Кстати, в контексте этих рассуждений вполне уместно процитировать целое стихотворение поэта – «Гляжу на будущность с боязнью (стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1837 или 1838 году): 

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придёт ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать – что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
 

P. S. Этот наш материал имел первоначальную редакцию. Мы заменили его, но это не значит, что он останется таким и дальше. Всё течёт, всё изменяется. Кстати, на первую редакцию размышлений по поводу песни «Прекрасное далёко» поступил весьма красноречивый комментарий, который мы здесь воспроизводим: «Когда-то, много лет назад, слушая эту песню, я чувствовала, как меня начинала сжимать тревога, от которой становилось страшно. Песня казалась предчувствием и мольбой... надеждой, что взрослые удержат тот мир от приближавшейся опасности. Сейчас больно её слушать. Простите меня за эти слова...» (Источник)

P. S. P. S. И ещё – о прекрасном далёко. Безусловно, оно существует. Как светлый мыслеобраз. И не более того. Иначе было бы совсем тяжело.

Раньше, в годы моего детства, этот мыслеобраз назывался «Коммунизмом». Сейчас он имеет название «Трансформация Земли» или «Переход человечества в пятое измерение». Но суть не в названии, а в самом мыслеобразе – в том, что он светлый и вселяет надежду.

Если надежда умрёт, то мы все окажемся в полнейшей тьме, в которую сейчас стремительно, уже не по годам, а по дням, опускается планета Земля.

Видимо, таков Высший Промысел. Без Божьей воли нигде ничего не происходит. Грядут дни, когда мир человеческий вообще потеряется в своих ориентирах между прошлым и будущим. И наступит час, называемый концом времени, или завершением цикла эволюции, за которым начнётся новый цикл, но уже с иным человечеством.

© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.

Популярные сообщения