В лекциях и в научно-познавательных фильмах немало рассказывается о Николае Константиновиче Рерихе (1874–1947), русском философе-мистике, писателе, художнике, путешественнике, общественном деятеле.
Основное внимание авторов привлекает Центрально-Азиатская
экспедиция, которая была проведена с 1923 по 1928 год Николаем Константиновичем
Рерихом совместно с его старшим сыном Юрием Николаевичем и женой Еленой Ивановной
Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян,
Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет.
Существует несколько версий относительно
того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-Азиатскую
экспедицию – от научно-художественных целей до выполнения заданий советских
спецорганов и строительства на новой идеологической основе духовного государства
в Азии.
На наш взгляд, деятельность
семьи Рерихов и прежде всего самого Николая Константиновича нельзя оценивать
исключительно или преимущественно в контексте политико-идеологических интересов
правящих элит в начале XX века. Конечно,
эти элиты стремились привлечь мыслителя на свою сторону и даже финансировали
его деятельность и саму экспедицию. Но дело в том, что Н. К. Рерих был выше
каких-то конкретных утилитарных целей, кто бы их ни ставил.
Известно, что семья Рерихов внесла неоценимый
вклад в эзотерическую философию первой половины XX века. Им было передано тибетскими мудрецами
и духовными учителями учение «Агни Йога» («Живая этика») – одно из самых
значительных философско-эзотерических учений современности, ориентированное на
развитие в человеке духовности.
В этом учении говорится о том, что в незапамятные
времена на планете Земля появились посланцы Сил Света (Иерархии Света),
образовавшие особое сообщество.
Миссия посланцев Иерархии
Света заключается в регулировании эволюции человечества
и в совершенствовании нравственной природы человека.
Е. И. Рерих характеризовала этих посланцев как «держателей, хранителей и
спасителей нашей планеты».
Местопребыванием посланцев из высших миров на Земле
считается Шамбала, которая якобы расположена в плодородной долине
Северного Тибета, окружённой неприступными горами.
Здесь живут высокодуховные личности. Именно они были наставниками
Рерихов.
В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской указывается,
что главный ашрам Шамбалы (слово ашрам означает «священное место, храм,
монастырь»; «школа тайноведения») находится в оазисе, который окружён
безжизненной пустыней Гоби.
Другие священные обители (ашрамы) посланцев
Иерархии Света расположены в Гималаях. Пути
в Шамбалу ведут из разных местностей и стран, но дойти туда может лишь
тот, кто позван. На Востоке местность, прилегающая к путям, ведущим в Шамбалу,
называется Хранимой долиной.
Как указывал Н. К. Рерих, аналогом Шамбалы может
быть упоминаемая в русских народных
преданиях страна Беловодье, представляющая собой воплощение космического
Света.
Информация о Шамбале очень противоречивая.
Считается, что в настоящее время все члены Братства собрались в своей главной
гималайской твердыне, хотя ранее центры Шамбалы, действительно, существовали практически по всей планете.
Большинство Великих
Братьев являются существами из высших измерений. В те или иные эпохи они
присылались на Землю для развития
земных цивилизаций, воспитания людей и очищения их душ. С ними
связывалось и возникновение религий.
Высшие существа принимали человеческий облик и
появлялись среди людей, которые воспринимали их как полубожественных или даже
божественных духовных наставников.
На наш взгляд, Николаю
Константиновичу Рериху было суждено выполнять функцию связного между обитателями Шамбалы и земной элитой.
Такова была его жизненная программа. Никто из людей, даже земные правители и
выдающиеся философы, не действуют сами по себе и по своей воле. Жизнедеятельность
каждого человека протекает в той сфере, которой он достиг, и каждый имеет то,
что заслуживает на данный момент.
Николай Константинович Рерих и близкие ему люди,
выполняя свою миссию, сами проходили процесс дальнейшего обучения и познавали
тайны мироздания в том объёме, к постижению которого были готовы. Литературные,
публицистические, философские труды Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, картины Николая
Константиновича, письма Рерихов, вся их научно-просветительная деятельность
являлись способом воздействия на те слои общества, которые были способны
воспринимать высокую информацию, способствовавшую духовному росту и развитию
индивидуального и общественного сознания.