Обратимся к «Слову о полку Игореве», в тексте которого есть ещё одна загадочная фраза, похожая на этот раз на устойчивое выражение: «Трояну бросил Всеслав жребий о девице себе милой».
«Бросать жребий о девице» – это,
понятно, метафора, переосмысление, которое, как мы полагаем, в древнерусское
время было хорошо понятно книжникам и летописцам, составителям литературных
произведений. Это был не простой жребий, он означал желание победы,
свидетельствовал о претензиях на власть. Тот, кто бросал такой необычный
жребий, вступал в смертельную борьбу, в которой либо побеждал, либо погибал.
В отмеченной фразе автор «Слова…» намекает
на один очень яркий эпизод бурной жизни князя Всеслава Брячиславича полоцкого –
на то, как он оказался на киевском великокняжеском столе в 1068 году, но
удержаться на нём не сумел.
Но откуда такое необычное значение в таком
внешне простом выражении «бросать жребий
о девице милой»? Можно думать, что у истоков этого переосмысления было
определённое реальное событие, впечатлившее современников и показавшееся им
очень поучительным.
Первым в буквальном смысле бросил жребий о
девице князь Владимир, а девицей была полоцкая княжна Рогнеда. Она в то время
на Руси являлась почти что единственной великой княжной, законный брак с
которой давал Владимиру надежду на то, что его дети получат законные права на
верховное княжение.
То, о чём идёт речь, – далеко не мелочь в
описываемое время. Вспомним, как Олег Вещий прибыл в Киев, где правили Аскольд
и Дир. «Не князья вы и не княжеского
рода», – с презрением сказал Олег, обращаясь к киевским правителям. И убил
их. С той поры княжили в Киеве представители княжеской династии Рюриковичей.
Владимир же был, согласно «Повести
временных лет», робичичем, как
пренебрежительно назвала его Рогнеда. В летописи говорится о том, что матерью
Владимира была Малуша, находившаяся при бабушке Владимира, великой княгине
Ольге, отцом же считался князь Святослав, сын Ольги. Впрочем, мы уже говорили,
что написанное в летописи не всегда соответствует действительности.
Мы думаем, что истинное происхождение
Владимира намеренно вуалировалось, а летописная же версия – не что иное, как
умело составленная легенда, в создании которой были заинтересованы и правящая
киевская династия, и, по всей видимости, церковь.
Бросать жребий о девице (полный текст)
Древнерусские
князья. Начальный период.
Новое прочтение старых летописей
По материалам книги
© А. Ф. Рогалев. Белая Русь и белорусы (В поисках истоков). Гомель: БелАНТДИ, 1994. – С. 40–78, 183–186.