На сто первом
году после всемирного потопа люди, жившие в долине Сеннаар – на пространстве в
междуречье Тигра и Евфрата, в пределах древней Вавилонии – и говорившие тогда
на одном языке, решили построить величественный город и башню (столп) до небес.
Строительство
вели внук Хама Нимрод, или Нимврод, и другие потомки Ноя. Город строился ради
вечной славы и носил название Бабель,
или Баб Эл(ь) – «врата Бога», а башня
должна была послужить убежищем в случае нового всемирного потопа. Но главным
мотивом возведения столпа было непомерное желание людей стать вровень с богами.
По Библии,
высшие силы не позволили осуществиться этому замыслу: дерзкие люди были
рассеяны по всей земле, строительство города прекратилось, человеческие языки
смешались, и люди перестали понимать друг друга. Огромный по древним меркам
столп был разрушен.
В языке
отголоском этой легенды является выражение вавилонское
столпотворение с шутливой экспрессией и значением «бестолковый шум,
беспорядок при большом стечении народа» [С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка].
Специалисты
соотносят с вавилонской башней развалины некоего сооружения на холме высотой
около
● Эпопея со строительством вавилонской башни
вызывала и продолжает вызывать, прежде всего в художественной литературе и
публицистике, многочисленные исторические и философские ассоциации.
Различные авторы
проводят аналогии между строительством башни (столпа) потомками Ноя и иными
грандиозными замыслами и проектами людей в новые времена.
Например, великий
русский писатель Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» назвал
«вавилонской башней» идеи социализма и атеизма.
В итоге само
словосочетание вавилонская
башня приобрело переносный смысл – «великое начинание, окончившееся неудачей
из-за внешних обстоятельств либо просчётов».
Философско-эзотерический
смысл библейской легенды о вавилонском столпотворении следующий: чтобы максимально приблизиться к Богу,
необходим долгий путь духовного восхождения, нравственного совершенствования.
Теософ Анни Безант писала: «…Мы видим в пространстве Большую гору, а
кругом горы до самой вершины вьющуюся тропу… Дорога поднимается всё выше и
выше, до самой вершины, где стоит Храм из белого мрамора. Этот Храм – цель
пути».
На наш взгляд, в
философском контексте следует понимать и осуществлённое по воле Бога смешение
человеческих языков. Потомки Ноя говорили на одном языке не только в прямом, но
и в переносном смысле – они, по всей видимости, находились на одном уровне
развития сознания и души. Скорее всего, этот уровень был достаточно высоким,
так как в противном случае люди вряд ли предприняли бы дерзкую попытку
добраться до неба.
Чтобы не
нарушать принципа космической иерархии в земном его проявлении, Бог рассеял
людей, лишил их единства и более того – смешал языки, то есть воплотил в
физических телах души разного уровня развития, сделав это нормой для
человеческого социума, после чего взаимопонимание между людьми и между народами
во многом стало невозможным, что и подтверждается всей последующей историей человечества.
● И сказал Господь: «Вот один народ и один у всех язык. И вот то
первое, что начали они делать. И не отстанут они от того, что надумали. Сойдём
же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого».
Первоначальное
западносемитское, как предполагается, название славного города – Врата Бога – было переосмыслено и стало пониматься по
созвучию с восточносемитскими корнями со значением «мешать, смешивать».
У всех людских
душ одна цель, и все они рано или поздно взойдут на Гору и приблизятся к Богу,
и тогда некоторые из них, возможно, возьмутся за выполнение иной задачи, о чём
писал философ Николай Бердяев:
«Два движения есть в человеческом пути: движение по
линии восходящей и движение по линии нисходящей. Человек поднимается на высоту,
восходит к Богу.
На этом пути он приобретает духовную силу, он
творит ценность. Но он вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых, о лишённых
возможности пользоваться высшими ценностями.
И начинается путь нисхождения, чтобы помочь братьям
своим, поделиться с ними духовными богатствами и ценностями, помочь их
восхождению».
Впрочем, нисхождение
в земной мир из высших духовно-энергетических сфер с миссией добра и
бескорыстной помощи – это уже удел не людей, это задача ангелов.
© А. Ф. Рогалев. Эзотерический мир и язык. – Гомель: Барк, 2011. – 424 с. (с. 323–325).