В известном стихотворении «Розы», написанном
русским поэтом Иваном Петровичем Мятлевым (1796–1844), вполне определённо выражена
идея трансформации, жизненного круговорота, смены циклов, перехода от одного к
другому, часто совершенно противоположному:
Как хороши,
как свежи были розы
В моём саду!
Как взор прельщали мой!
Как я молил
весенние морозы
Не трогать
их холодною рукой!
Как я берёг,
как я лелеял младость
Моих цветов
заветных, дорогих;
Казалось
мне, в них расцветала радость,
Казалось
мне, любовь дышала в них.
Но в мире
мне явилась дева рая,
Прелестная,
как ангел красоты,
Венка из роз
искала молодая,
И я сорвал
заветные цветы.
И мне в
венке цветы ещё казались
На радостном
челе красивее, свежей,
Как хорошо,
как мило соплетались
С душистою
волной каштановых кудрей!
И заодно они
цвели с девицей!
Среди
подруг, средь плясок и пиров,
В венке из
роз она была царицей,
Вокруг её
вились и радость, и любовь.
В её очах –
веселье, жизни пламень;
Ей счастье
долгое сулил, казалось, рок.
И где ж
она?.. В погосте белый камень,
На камне –
роз моих завянувший венок.
(1834 год)
В розе как растении сочетаются благоухающие цветы
и колючие шипы. Кстати, шипы розы связаны с символикой боли и мученичества. Об
этом единении противоположностей в знаке розы говорится в следующем отрывке из
поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»:
Как-то раз
спросили розу:
«Отчего,
чаруя око,
Ты колючими
шипами
Нас
царапаешь жестоко?».
«Чтобы
сладкого добиться, –
отвечал
цветок Востока, –
Испытай
сначала горечь,
В даровщине мало прока».
Но почему с розой связана такая знаковая
символика?
© А. Ф. Рогалев. В поисках скрытого смысла. Статьи и комментарии. Гомель: Велагор, 2021. – 246 с.