Попалось на днях в Интернете стихотворение Галины Мерзляковой «Играют мальчики в войну». Акценты в нём расставлены следующим образом (приводим весь текст):
Играют мальчики
в войну –
Кипит сражение большое.
И вот уже один в плену,
Второй убит, а третий спорит.
А победители кричат
И флаг какой-то водрузили.
Трещит игрушка-автомат,
Переговоры прочь о мире.
Играют мальчики в войну,
Игрой своею наслаждаясь.
У злой игры они в плену –
Убийство, смерть изображают.
И огоньки в глазах горят,
Азарт румянцем жжёт их щёки.
Играют мальчики в солдат
И в души входит мир жестокий.
Мир, где не страшно убивать,
Где доброта так мало значит,
Где слабый вынужден бежать,
Где боль, скрывая, часто плачут.
Играют мальчики в войну
И кто-то скажет: «Ну и что же,
Войну такую не одну
Мы пережили в детстве тоже.
Нужны мальчишкам не цветы,
А ружья, бомбы, автоматы.
Пусть вырастают мужики
И настоящие солдаты».
Но если детство у детей
Наполнить этим арсеналом,
Они не вырастут добрей
И милосердней вряд ли станут.
Война несёт с собою смерть,
Разруху, кровь и боль страданий.
В ней нет забав и нет утех,
Мы понимаем это с вами.
Но почему-то в магазин
Идём и детям покупаем
То, что совсем не нужно им,
То, что стреляя, убивает.
И в детских душах сеем зло,
Потом его же пожинаем.
Не зная, где оно взошло,
Откуда выросло – не знаем.
Играют мальчики в солдат,
Азарт румянцем жжёт их щёки.
В руках стреляет автомат
И в сердце входит мир жестокий.
Нам за детей ответ держать,
Господь нам в небе строго скажет:
«Вы позволяли им стрелять,
Войне учились дети ваши».
Играют мальчики в войну,
Но где, же игры в милосердье?
Кто будет их учить добру,
Любви учить с большим усердьем?
А ведь так было всегда, во все времена: мальчики играли и
продолжают играть в войну. Причём, раньше только на улице в импровизированных
боях или дома с оловянными или пластмассовыми солдатиками. А теперь ещё и за
экраном компьютера. Это их любимые игры…
Но почему так? Ведь эти забавы совсем не способствуют воспитанию
детей в духе милосердия и добра. Откуда такая традиция мальчишеских игр?
Неужели взрослые не понимают, что базовыми понятиями мироздания являются
любовь, творчество и созидание, а не ассоциируемые с войной разрушение, насилие
и убийство?
Авторы стихотворений на тему «Мальчики и военные игры» дают разные ответы на поставленный вопрос.
Вот как поэтически интерпретирует данную тему Александр Иванов.
Играют мальчики в войну
Гражданские стихи
Играют мальчики в войну,
Но не на уличных просторах,
Играют мальчики в войну
На современных мониторах.
И в веренице шумных дней,
Забросив в сторону игрушки –
Наверно им теперь важней
Расставить по экрану пушки.
В страну, где правит злобный маг,
Ведут полки в сраженьях биться,
И, поражённый пленный враг,
Им будет долго ночью снится.
И копят денег для войны
Из скромной маминой зарплаты,
Теперь мальчишкам не нужны
Пустые всякие затраты.
Ведь всё мужское существо
Так почему-то тянет к войнам,
По крови, видимо родство
Мужчину делает достойным.
Достойным памяти всех тех,
Кто защищал родную землю,
Не умолкал, чтоб детский смех,
И не блуждала злоба тенью.
И пусть у мальчиков война
Витает только в мониторах,
И чтобы в будущем она
Гулять не смела на просторах.
Пусть будут светлы их мечты,
Пусть души их любовью дышат,
Пусть будут помыслы чисты,
Пусть только в играх взрывы слышат.
Играют мальчики в войну,
Но не на уличных просторах,
Играют мальчики в войну
На современных мониторах.
Другой автор, Валентин Панарин, рассматривает данную тему в героико-патриотическом аспекте:
Играли мальчики в войну,
Не так, как раньше в старину:
Фашистов били, побеждали
Не за награды и медали,
А за великую страну.
Играли мальчики в войну.
За ту победную весну,
Конечно, все дрались за наших.
Ещё не знали слова «Раша»,
Да и не важно пацану.
А важно было, чтоб в откос
Свалился вражеский обоз,
Фашистский рухнул поезд чёрный.
И каждый был знаток сапёрный,
И бомбы делали всерьёз.
Бутылка, пробка и карбид
Как настоящий динамит.
Мы ждали взрыв, потом в атаку
Бежала шумная ватага.
Лишь эхо гулкое гремит.
Умножив счёт моих обид,
Взорвался поздно наш карбид
И мне осколок от бутылки
Ударил прямо по затылку.
Я в той атаке был убит.
То прошлое, как наяву.
Держусь пока что на плаву
И вспоминаю бой смертельный,
Где пал в бою парнишка дельный
Тот, за кого я и живу.
Играли мальчики в войну ...
Лариса Преображенская в стихотворении, названном стереотипно, – «Играют мальчики в войну», в завершающем четверостишии полемически спрашивает:
…Играют мальчики в войну,
Но в мир бы надо.
Зачем идут, я не пойму,
Дорогой ада?
Увы, следовать этой дорогой их учат, а затем и заставляют идти
намеренно. В жестоких играх детства весьма и весьма заинтересованы те тайные
правители земного мира, которые из-за кулис регулируют не только детские, но и
взрослые забавы, пристрастия, интересы и увлечения.
Воспитание детей в духе любви и уважения друг к другу сразу же лишит
этих тайных монстров необходимой им пищи, которую они получают посредством специально
культивируемых в человеческом социуме эмоций жестокости, страха и мщения.
Что же касается вооружённых конфликтов, кровавых столкновений и
войн, то они давно разжигаются с одной лишь целью – как массовые
жертвоприношения Тёмному миру, стремящемуся удержать Землю под своим контролем
во что бы то ни стало.
И тысячи адептов Тёмного Властелина рассылаются по странам и
континентам с одной лишь задачей – сеять семена распри и вызывать на конфликт.
Драконья мораль как чёрное марево затмевает сознание уже не
отдельных людей или групп, а целых народов, исповедующих нетерпимость по
отношению к тем, кто ещё не стал на колени перед властью Тьмы.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии.
Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.