Из античной мифологии известна Пандора, чьё имя в
переводе с греческого означает «всем одарённая» и «вседающая».
В мировом изобразительном искусстве миф о Пандоре
получил множество интерпретаций – от картин, рисующих создание искусственной
женщины, сотворённой по велению Зевса наподобие богинь и наделённой разными
качествами и способностями, до попыток передать характер Пандоры, выделить ту
или иную её черту и душевную склонность.
Художники нередко отходили от деталей мифа и передавали
своё видение Пандоры вне рамок мифа. Остановимся на пяти показавшихся нам
наиболее интересными прочтениях образа Пандоры.
На картине 1890 года, созданной французским живописцем Вильямом-Адольфом Бугро (1825–1905), видным представителем такого направления в европейском искусстве XIX века, как салонный академизм, Пандора ещё не открыла злосчастный ящик, похожий здесь на шкатулку, находящуюся в её в руках.
Но обратите внимание на её отчаянную решимость.
Пандора словно говорит: делай, что я велю, иначе открою шкатулку. У неё явная
целевая направленность. Это Зевсово создание вполне осознаёт свою женскую
сущность и данную ей установку – выбрать и соблазнить.
И всё же Пандора Вильяма-Адольфа Бугро не
убедительна. С таким выражением лица соблазнить сложно, можно только заставить.
Да и ящик, вручённый ей Зевсом, такая волевая женщина вряд ли станет бездумно
открывать. Ни одна черта женского любопытства в её облике не просматривается.
Британский художник-жанрист, социальный реалист и портретист Томас Бенджамин Кеннингтон (1856–1916) на картине 1908 года изображает Пандору как грешницу. Здесь Пандора уже открыла Зевсов сосуд и вроде бы пожалела об этом.
Пандора Томаса Бенджамина
Кеннингтона олицетворяет любую живую, естественную и земную женскую
натуру, сокрушающуюся из-за того, что совершила, или из-за того, на что
согласилась, уступив искушению.
Французский салонный живописец Жюль-Жозеф Лефевр (1836–1911), специализировавшийся на изображении привлекательных женщин, создал свою рыжеволосую Пандору сидящей на каменном утёсе над рекой или морем.
Впечатление такое, что Пандора решает, броситься ей в воду или нет. Видимо, тяготит её не столько заветный ящик, который она держит в руках, сколько совершённые грехи. Да и похожа она на обычную блудницу.
Английский художник Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917), создававший образы из мифологии и мировой литературы, изобразил Пандору как заплутавшую в сказочно-дремучем лесу эллинку, которая неожиданно обнаружила стоящий на пне золочёный сундук. Интересно, что же будет дальше?..
Американский художник Фредерик-Стюарт
Чёрч (1842–1924), работавший больше как иллюстратор, вообще лишил Пандору
какой-либо тайны. Он представил её как прагматичную американку, взобравшуюся на денежный сундук и воображающую, как из него золотым вихрем летят доходы. Тут уже
совсем далеко от Зевсова оригинала.
© А. Ф. Рогалев.