Район горы Кайлас,
локализуемой в одноимённом горном хребте в системе гор Гандисышань
(Трансгималаи) на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китая, считается
одним из загадочных мест нашей планеты.
Сама гора Кайлас, в
одиночестве возвышающаяся над окружающим Тибетским хребтом, является высшей
точкой Тибета (
В точном переводе с
тибетских наречий название Кайлас
означает «снежная жемчужина в ледяном обрамлении». Впрочем, название горы
Кайлас имеет варианты. Китайцы называют её Гандисышань
(冈底斯山) или Ганжэньбоци (冈仁波齐).
В национальной религии
тибетцев (бон) гору именуют Юндрунг Гуцег.
В древних текстах на тибетском языке её обозначают как Канг
Ринпоче
[གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin po che], что означает «драгоценная снежная гора».
Форма горы Кайлас
обусловила появление версии об искусственном происхождении горы (таково, в
частности, мнение Эрнста Рифгатовича Мулдашева).
Исследователи находят,
что к горе примыкают вогнутые и плоские каменные конструкции высотой до семисот
метров, похожие на «зеркала» для приёма и отражения каких-то
информационно-энергетических волн. Высказывалось предположение и о том, что
гора Кайлас внутри полая.
Многие рассказывают о
странных вещах, которые происходят с людьми, приближающими к горе Кайлас. Ноги
становятся такими тяжёлыми, что идти дальше становится невозможно: гора как
будто преграждает дорогу. Приближаясь к горе, человек физически начинает
ощущать некий рубеж, преодолеть который весьма сложно.
Кайлас издавна считался
местом религиозного паломничества, и к горе не рекомендовалось ходить без
определённых посвящений. Бытуют рассказы о Кайласе как о месте, где
обитают духи.
Первые туристы смогли
увидеть загадочную гору только в конце XX века, до этого дорогу к
горе знали исключительно паломники. Тибетцы объясняют перепады самочувствия
человека при подходе к Кайласу мощной метафизической силой, которая исходит от
горы.
Считается, что на
вершине Кайласа живёт многорукий бог Шива. По поверьям, если внимательно
присмотреться, то можно увидеть некое существо с несколькими руками в том
свете, который периодически появляется над горой.
На южной стороне
пирамидального пика есть вертикальная трещина, посередине пересечённая
горизонтальной трещиной. На закате солнца эти трещины и тени от скальных выступов
воспринимаются как огромное изображение солярного знака – свастики.
Рядом с горой Кайлас
находятся два озера – Манасаровар и Ракшастал. Озеро Манасаравар площадью около
520 км² и глубиной до
По легенде, озеро
Манасаровар было сотворено сознанием Брахмы, бога творения в индуизме. Отсюда и
его название, объясняемое на материале языка санскрит как сложение слов манас («сознание») и саровара («озеро»).
Озеро Ракшастал,
наоборот, является местом демонов, то есть, в отличие от озера Маносаровар,
отрицательным «местом силы». Оно в действительности солоноватое, и в нём не
водится рыба и не растут водоросли, а само название озера означает «созданное
ракшасами» (ракшасы – демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме).
Возле Кайласа находится
так называемый саркофаг Нанду. Согласно преданию, здесь в состоянии глубокой
медитации находятся тела мудрецов-учителей, которые в прежние времена
посылались в мир людей.
Основания верить в это
существуют, поскольку в горных монастырях находили монахов, десятилетиями
находившихся в состоянии анабиоза; им подстригают волосы и ногти, пищи они не
принимают.
У подножия Кайласа берёт
начало река Сатледж, в нижнем течении известная как Панджнад, самый крупный
приток Инда. Кроме Сатледжа, в районе Кайласа текут ещё три главные реки
Тибета, Индии и Непала – Инд, Брахмапутра и Карнали.
© А. Ф. Рогалев. Географические названия. Очерки по общей топонимике. Гомель: Велагор, 2019. – 670 с.