Одна
женщина рассказывает своей маленькой дочери сказки. Суть сюжетов в том, что в
них действует некий Вредитель, который нарушает привычный порядок течения жизни
и совершает действия и поступки, портящие другим настроение и прямо приносящие
вред кому бы то ни было.
Доброго
начала в сказках нет. То есть нет того персонажа, который прямо и однозначно
противостоит Вредителю.
В
итоге сам Вредитель по истечении какого-то времени осознаёт, что сделанное им
мешает ему самому, и он отменяет свои прежние вредоносные действия.
Дочка
активно участвует в сочинении сюжетов и придумывает всякие вредительства. Что
всё это означает? Ведь ничего просто так не происходит. В этих сочинительствах
есть какой-то смысл.
Действительно, сказки о
Вредителе сигнализируют о преимущественно негативном восприятии внешней
действительности прежде всего со стороны мамы – инициатора фантазирования. В
окружающей жизни она подспудно воспринимает и обрабатывает информационный
негатив как основную составляющую бытия.
Что касается маленькой
девочки, то у неё, как и у других детей, преобладает образное осмысление бытия,
и поэтому она активно поддерживает маму в её ментально-словесном творчестве.
Но девочка уже однозначно настроена
на восприятие человеческого мира как социальной среды, в которой люди не
сотрудничают, а противодействуют друг другу.
Сказки, о которых идёт речь,
непременно укрепляют насторожено-подозрительное отношение к внешней среде как
враждебному пространству, и в дальнейшем, по мере взросления, нынешняя
маленькая девочка безусловно, будет воспринимать людей в режиме диссонансных
связей.
Винить в такой настроенности
сознания ребёнка только её маму нельзя. Скорее всего, в негативном видении мира
девочкой есть более значимая основа, чем мамины сказки.
Это не что иное, как прежний
опыт жизнедеятельности, с которым вновь родившаяся личность вступила в новую
жизнь.
В противном случае девочка в
процессе сотворчества с матерью придумывала бы какое-то противодействие
Вредителю и создавала бы позитивных и добрых персонажей, ориентированных не на
пакости, а на полезные для других дела.
По сути своей сказки матери являются
непроизвольным тестированием детской психики на исходное качество и ориентацию
в жизни.
Не исключено, что в прошлом
эти два индивида – мама и дочка – уже были вместе и сталкивались с одними и теми
же обстоятельствами, которые и обусловили формирование у них образа Вредителя
как главного действующего персонажа в человеческом мире.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия.
Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.