Из «Сравнительного словаря
мифологической символики в индоевропейских языках» (автор – М. М. Маковский;
издание – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996):
- женщина может выступать как
олицетворение судьбы (ср. польское слово kobieta – «женщина» и
древнерусское слово кобъ – «судьба»);
- женщина выступала как существо
верхнего мира, женское божество (ср. древнеанглийское dis –
«жещина» как реализацию индоевропейской корневой основы *dhes-,
с которой связано также армянское слово dik – «боги»);
- женские существа и «женские»
явления природы, творящие жизнь на Земле, обожествлялись и были предметом
религиозного почитания (понятие середины – «пуп земли» – считалось священным и
нередко отождествлялось с понятием «женщина»);
- бездна, по представлениям
язычников, считалась первоисточником всего живого в мироздании; женщина
приравнивалась к бездне (английское слово girl – «девочка»
родственно русскому слову жерло);
- понятие «женщина» уравнивалось и с
небом; обнаруживается также соотношение значений «женщина» и «звезда» (ср.
валлийское wybr – «небо» и Weib –
«женщина»);
- значение «женщина» может
уравновешиваться со значением «число» (ср. армянское eg –
«женщина» и древнеиндийское ek – «один»);
- значение «женщина» может
соотноситься со значением «корова» (корова – древний символ верхнего мира,
небожителя, божества);
- женщина нередко символизирует
нижний мир, греховность, зло (ср. латышское слово merga – «девочка» и русское слово мерзкий);
- понятие «женщина» приравнивалась к
числу «два», которое является символом двойственности, противоречий, земного
тлена;