«Летучие голландцы». Так называются корабли с вымершими командами, странствующие по волнам без смысла и цели. У команд судов, видевших «летучие голландцы», создавалось впечатление, что ими кто-то искусно управлял. Объяснить это ссылками на мистику нельзя.
Все, кто видел «летучего голландца», попадали в беду, и их корабли тонули. Это происходило со всеми, кто не поворачивал обратно, а плыл к своей цели.
Кто же встречался с призраками? Почти исключительно английские, голландские и французские суда, шедшие через Атлантику в Новый Свет. Известно очень мало случаев встреч с ними испанских судов.
О «летучем голландце» ходит множество страшных легенд. Одна из них рассказывает, что виновник появления призрака – голландский капитан Ван дер Декен, который был пьяницей и богохульником. Однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм.
Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но капитан не внял его предостережению и застрелил моряка. Вспыхнул бунт, но Ван дер Декен в припадке ярости перебил практически всю команду.
С тех пор его корабль с прогнившим корпусом и истлевшими парусами скитается по морю. Свою команду проклятый Богом капитан набирает из утопленников. Встреча с кораблем-призраком грозит в лучшем случае несчастьем, но чаще всего – смертью.
Вторая легенда рассказывает, что во время страшной бури на мостик, где стоял упрямый капитан, опустилась призрачная фигура. Нечеловеческий голос призвал голландца повернуть назад, но капитан лишь осыпал божественного посланца бранью и попытался застрелить его. Тогда призрак проклял капитана, заявив, что с тех пор он никогда не сможет зайти в порт. Его лицо превратится в морду тигра, а на лбу вырастут рога. Пить он сможет лишь жёлчь, а питаться – раскалённым железом.
И с тех пор проклятый капитан бороздит моря. Говорят, что порой он заманивает встречные суда на скалы или подводные рифы.
Иногда корабль-призрак обвиняли в том, что внезапно портился весь провиант. Бывало и так, что замаскированный под обычный корабль «летучий голландец» причаливал к другому кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, их корабль тут же шёл ко дну. Немногие выжившие рассказывали, что видели команду призрака – жуткие скелеты.
Согласно третьей легенде, капитан пиратского голландского корабля убил альбатроса – священную для всех моряков птицу. Проклятый, он мечется теперь по морям, неся с собой ужас и смерть.
«Летучие голландцы» появлялилсь, как минимум, начиная с XVI века. Практически каждый раз эта встреча заканчивалась каким-либо бедствием: либо корабль налетал на скалы, либо погибал в бурю, либо вовсе пропадал без вести. Несколько раз (приблизительно 1–2 раза в столетие) морякам удавалось захватить «летучие голландцы»: на палубе не было ни одной живой души, лишь иногда попадались тела давно умерших матросов.
Предполагалось, что экипажи становились жертвами эпидемий, как, например, охваченное жёлтой лихорадкой судно, которому не разрешали пристать к берегу ни в одном из портов и которое в конце концов сгинуло бесследно.
Подозревали и таинственный инфразвук – особые волны, распространяющиеся над поверхностью воды во время бури и способные вызвать у людей приступы помешательства и безотчётный ужас. Якобы именно они заставляли экипажи кораблей прыгать в воду или убивать друг друга, после чего судно превращалось в «летучий голландец».
Расследование привело автора к мысли о том, что «летучим голландцем» был обычный пиратский корабль. Возможно, существовал не один пиратский корабль, а целая флотилия, которая действовала, сменяя одно поколение за другим, на протяжении нескольких веков.
Разбойники разыгрывали театральное представление с участием «потусторонних сил»: на палубу жертвы прыгают пираты, загримированные под мертвецов. Вот почему никто не оказывал им достойного сопротивления. Пираты легко захватывали парализованное страхом судно. Именно они и стали причиной появления легенды о «летучем голландце», кроме того, они вполне могли сами распускать наводящие ужас слухи, чтобы ещё больше облегчить себе работу.
Возможно, пиратам требовались старые суда, производящие впечатление призраков. Пираты их втихомолку скупали, потом ремонтировали в своей базе и пускали в дело.
Но от этой версии как слишком простой и наивной пришлось отказаться. Поразило обилие всевозможных жутких поверий, связанных с Атлантикой.
Ещё в Средневековье Атлантический океан называли Морем мрака и Морем ужаса. Считалось, что любой мореход, рискнувший отойти от берега чуть подальше, чем обычно, обречён на безвестную мучительную кончину.
Его поджидали жуткие обитатели морских глубин: морские змеи поднимались из пучины и проглатывали корабли вместе с их командами; таинственные сирены завлекали моряков своим прекрасным пением, а потом пожирали их; жуткие призраки летали над морскими волнами, угрожая жизни каждого, кто рисковал показаться в их владениях; блуждающие огни завлекали на коварные рифы, поднимающиеся над поверхностью воды в самых неожиданных местах. История «летучего голландца» – лишь одна из множества страшных легенд, связанных с Атлантическим океаном.
Заметим, что ни один из «летучих голландцев» не преследовал коммерческой выгоды, они просто не подпускали к берегам Америки суда стран-конкурентов Испании и Португалии. Складывается впечатление, что «призраки» действовали в интересах именно этих двух держав.
Между тем давно и хорошо известно, что интересы испанцев в Америке совпадали с интересами Церкви и масонов; точнее говоря, политика последних проводилась руками испанцев.
То есть в действиях «летучих голландцев» были заинтересованы в первую очередь тайное мировое правительство и испанские власти. Впрочем, испанцы действовали вполне открыто, посылая могучие эскадры против своих соперников – вспомним хотя бы Непобедимую армаду. Создание флота «кораблей-призраков» больше похоже на дело рук масонов, это их стиль, их почерк.
Издавна искусственно поддерживались слухи об ужасах Атлантического океана. Цель этой аферы достаточно ясна: необходимо было отпугнуть европейских мореплавателей от экспедиций в западные моря, во время которых кто-нибудь из них мог между делом открыть Америку. В случае если бы это произошло, масоны понесли бы весьма ощутимые убытки, вот и приходилось придумывать всевозможные страшные легенды для обуздания не в меру любопытных.
Но вот Америка открыта, и вслед за испанскими моряками туда хотят направить свои корабли представители других наций. Церковь кровно заинтересована в том, чтобы удержать монопольную власть над этими землями в руках своей марионетки – испанской монархии. В других державах она видит опасных конкурентов и поспешно освящает договор, в соответствии с которым все права на Америку достаются испанцам и португальцам. Но масоны понимают, что кусок бумаги не удержит тысячи моряков и искателей приключений, и решают прибегнуть к новым методам устрашения.
В Европе активно распространяется легенда о «летучем голландце». Одновременно создаётся флот из «кораблей-призраков» – старых, отслуживших своё судов. Их приобретали по всей Европе и отправляли на некую таинственную базу. Там ветхие калоши ремонтировались и становились вновь пригодными для дальних плаваний. Перед ними ставилась задача – перехватывать и уничтожать как можно больше судов стран-конкурентов Испании.
С расцветом английского пиратства между корсарами и «голландцами» вспыхнула настоящая война: «призраки» активно прореживали ряды морских разбойников. Однако у них было и своё слабое место: «голландцы» должны были действовать наверняка, потому что хотя бы одна неудачная атака раскрыла бы весь грандиозный обман. Поэтому на наиболее маститых и бесстрашных пиратов они нападать опасались, стараясь издалека давить на психику. Известно, что знаменитый капитан Морган наблюдал «летучих голландцев» не менее десятка раз.
По мере того как испанская держава дряхлела и приходила в упадок, действия «летучих голландцев» уже не спасали от конкурентов. У масонов и подконтрольной им Церкви появились свои проблемы – XVIII век принес с собой Просвещение, и в генеральное наступление пошли таинственные учёные – иллюминаты. Поэтому деятельность «призраков», теперь не имевшая практически никакого смысла, была постепенно свёрнута. К тому же укромных уголков, где можно было бы разместить большую базу тайного флота, оставалось всё меньше.
Сама же база находилась в районе Бермудских островов. С этими островами связана ещё одна загадка.
© Читал, конспектировал и редактировал А. Ф. Рогалев.