Проанализируйте суждения
– Социально-культурная
действительность, объективная действительность и языковой мир – не одно и то
же.
– Только в разумной
трудовой деятельности человек проявляет себя как действительное социальное
существо.
– Социально-культурная
жизнедеятельность есть взаимодействие осмысленно сотрудничающих людей.
– Сознание никогда не
может быть чем-либо иным, как осознанным бытием.
– В генетическом плане
практический интеллект более древний по сравнению с вербальным интеллектом.
– Как только языковой
фактор включился в практическое манипулирование вещами, произошли коренные
изменения в интеллекте и вместе с ними возникли подлинно человеческие способы
использования орудий труда.
– Действительность языка
как практического сознания – это особый тип знаковой, смыслопорождающей
деятельности по организации и управлению трудовыми процессами, а также по
решению познавательных задач в целях обеспечения потребностей развивающейся
социальной практики.
– Благодаря языку человек
оказывается способным самостоятельно вводить в процесс решения задачи объекты,
отсутствующие в поле восприятия. Прямое манипулирование с объектами заменяется
сложной психической деятельностью, связанной с выработкой плана и образа возможных
действий, отсроченных во времени. С помощью языка в сферу оцениваемых объектов
включается и собственное поведение человека.
– Язык делает обозримым
пространство, но не время.
– Язык – внешний атрибут
сознания и мышления.
– Язык не приспособлен к
опережающему отображению закономерно ожидаемых изменений в объективном мире.
– Речь – исходное средство
связи между ребёнком и взрослым. С развитием индивида внешнее взаимодействие со
взрослым посредством речи дополняется внутренним сотрудничеством многих
психических функций в мире сознания отдельного человека.
– Вне языка сознание не
способно делать обозримыми процессы, протекающие во времени, и вынуждено
замыкаться в пространстве восприятия налично данного. Язык способствует тому,
чтобы человек стал существом, живущим во времени и по законам этого времени.
– Понятие «язык как
практическое сознание» указывает на смыслообразующую сущность человеческой
деятельности как таковой.
– Слово, зафиксированное в
сознании, изменяет многие отношения и процессы, протекающие в нём.
– Живую человеческую речь
нельзя рассматривать как простой аккомпанемент практической активности
человека, оставляющий без изменения смысловую структуру его трудовых операций.
– Язык – это не пассивное
знание правил-норм, а деятельность согласно правилам.
– Проблема языка – это
проблема установления связей между тремя элементами – практикой, сознанием,
языком.
– Развитие сознание не
прямо пропорционально совершенствованию языковых способностей человека.
– С помощью языка человек
может воспроизвести всё содержание своего сознания.
– Нельзя сказать, что
сознание первично, а мышление вторично. Одно из них не следует за другим.
– Понятие встроено в
сознание и является результатом такой психической функции, как мышление.
© А. Ф. Рогалев.
Философские проблемы языкознания: практическое пособие для студентов и
магистрантов. – Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2020. – 48 с.