Одним из концептуальных истолкований сущности языка является следующее: язык – выражение народного духа и характера.
Приверженцы этой идеи видят в
существующих языках прежде всего неповторимое этническое начало и критикуют тех
учёных, которые рассматривают языки только как орудия чисто формального
упорядочения эмпирических фактов и событий, как вариации одного универсального
человеческого языка, годного лишь к логико-знаковому исчислению мира.
Действительно, если язык будет ограничен
одной прикладной функцией – быть только средством для чего-то, чуждого его
сущности, то он может превратиться в бессловесный автоматический регулятор
всеобщего потока информации.
Между тем язык связан с интеллектуальной
деятельностью, с мыслительными операциями, на основе чего добываются знания.
Но при этом он есть и должен быть
выражением духовной энергии и человеческого сознания, силы ума и души,
пространством для философствования.
Такая концепция языка, как язык – выражение личности, человеческого
«Я» – смыкается с предыдущей концепцией. Учёные, разделяющие
сформулированную идею, понимают язык как феномен психологического состояния и
результат деятельности человека и народа.
©
А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и
философия языка. – Гомель: УО «ГГУ
им. Ф. Скорины», 2012. – 312 с. (с.
11–20).