Существует энергетическая теория этногенеза Льва Николаевича Гумилёва, одним из главных положений которой является разграничение пассионарности и субпассионарности как энергетических явлений.
Пассионарность – это избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.
Для субпассионариев характерен недостаток биохимической
энергии, импульс которой меньше импульса инстинкта. Малый уровень
пассионарности свойствен людям с низким духовным потенциалом и примитивным по
энергетическим показателям биополем.
● Согласно этногенетической концепции Л. Н.
Гумилёва, энергетика конкретного этноса как энергетической системы (структуры)
определяется энергетикой составляющих этнос людей. С течением времени уровень и
качество энергетики этноса меняется. Л. Н. Гумилёв называет это потерей
пассионарности, растратой биохимической энергии живого вещества.
Фактически
это означает, что в разные периоды этнической истории в составе того или иного
этноса воплощаются преимущественно малоразвитые или, наоборот, преимущественно
достаточно развитые души.
Бывают исторические эпохи, когда на Землю, в конкретный регион планеты, одновременно возвращаются многие высокоразвитые Сознания. Именно они придают эпохе блеск, обогащают её новыми открытиями и в итоге выводят соответствующую страну и создавшую её нацию, а вслед за ними и остальное человечество на новую ступень развития.
Человеческая история движется пассионарностью личностей и этносов.
Субпассионарные этносы и личности-субпассионарии – лишь участники истории, но
не более того.
Пассионарий
олицетворяет деятельное начало, активное отношение к жизни. Субпассионарий
представляет собой пассивного обывателя и потребителя. Пассионарность и
субпассионарность есть крайние проявления личной энергетики. «Золотую середину»
занимают гармоничные личности.
Активная и деятельная позиция может проявляться по-разному – в стремлении что-то создать или изменить, кого-то защитить, что-то отстоять или доказать.
Есть пассионарии-созидатели и пассионарии-разрушители, пассионарии-объединители и пассионарии-завоеватели.
Пассионарность, таким образом, не всегда связана с чем-то положительным. Пассионарной может быть и низкая душа.
С другой стороны, развитая личность, воспитанный человек, интеллектуал может не иметь достаточного уровня биохимической энергии и, соответственно, быть неспособным к активности и деятельности.
Признак субпассионарности – инертность, причём
инертность как в действиях и стремлениях, так и в мыслях. Мысли – это «мотор»
действий и поступков.
Но в любом случае пассионарность проявляется как «способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды.
Импульс пассионарности бывает столь силён, что носители этого признака – пассионарии – не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков.
Пассионарность – атрибут не сознания, а важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности» (Л. Н. Гумилёв).
Пассионарность – выплеск страстей, энергии, но выплёскиваемая энергия не всегда является тонкой энергией. Пассионарность не равнозначна духовности, хотя духовность всегда пассионарна.
Пассионарность
и субпассионарность выражаются в стереотипе поведения и в потребностях.
Потребности, обеспечивающие самосохранение, характеризуют субпассионария.
Потребности роста и познания – отличительная черта пассионария.
Разную степень и разное проявление пассинарности хорошо иллюстрируют примеры из художественной литературы.
Герой классицистической трагедии, с его пропагандой долга и чести – яркий пассионарий. Пассионариями-бунтарями являются многие герои романтических произведений.
К пассионариям следует относить и героев реалистических произведений, обуреваемых страстями. В сентименталистских же произведениях, как правило, изображаются субпассионарии.
● Примерами субпассионариев-интеллигентов в классической литературе являются Евгений Онегин и Илья Ильич Обломов.
О первом из них его создатель А. С. Пушкин говорил так:
«Ничто не трогало его, не замечал он ничего»; «труд упорный ему был тошен»;
«хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена».
У барина Обломова вообще полный паралич воли. Остатки его жизненной энергии забрала, сожгла любовь к Ольге Ильинской, пытавшейся пробудить Илью Обломова к жизни и деятельности (барышня Ильинская любила «будущего» Илью, того, который, как ей казалось, воспрянет ото сна; она старалась ради Ильи, поэтому и фамилию носит соответствующую – Ильинская).
Философский
закон энергетичности применим и к языку. Впрочем, энергетичен не сам язык как
код, энергетична речь, посредством которой каждый человек и каждый народ
эманирует те или иные энергетические частоты.
Выражением
пассионарности в речи являются создаваемые людьми тексты, для характеристики
которых нередко используются словосочетания пламенная
речь или яркая речь. Всегда
пассионарной является лирика, невозможная без такого пассионарного свойства,
как развитое воображение. Язык лирики
– особый язык, признак творческого подхода к коду (языку) и языкового
новаторства, что опять-таки свойственно только пассионариям.
Может
быть и так, что язык выступает как проводник низкочастотной, грубой энергии.
Это возможно в тех случаях, когда речь отдельных людей или социальных групп (но
не всего народа в целом!) засорена нецензурными словами и выражениями. Такую
речь нельзя оценивать только с учетом эстетических критериев. Она опасна,
поскольку продуцирует энергетический негатив, отрицательно воздействующий на
окружающих людей и природную среду.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии.
Гомель: Велагор, 2024.