Поиск по этому блогу

воскресенье, апреля 14, 2024

Этнология и человековедение в аспекте учения Л. Н. Гумилёва

 


Существует энергетическая теория этногенеза Льва Николаевича Гумилёва, одним из главных положений которой является разграничение пассионарности и субпассионарности как энергетических явлений. 

Пассионарность – это избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению. 

Для субпассионариев характерен недостаток биохимической энергии, импульс которой меньше импульса инстинкта. Малый уровень пассионарности свойствен людям с низким духовным потенциалом и примитивным по энергетическим показателям биополем. 

Согласно этногенетической концепции Л. Н. Гумилёва, энергетика конкретного этноса как энергетической системы (структуры) определяется энергетикой составляющих этнос людей. С течением времени уровень и качество энергетики этноса меняется. Л. Н. Гумилёв называет это потерей пассионарности, растратой биохимической энергии живого вещества.

Фактически это означает, что в разные периоды этнической истории в составе того или иного этноса воплощаются преимущественно малоразвитые или, наоборот, преимущественно достаточно развитые души.

Бывают исторические эпохи, когда на Землю, в конкретный регион планеты, одновременно возвращаются многие высокоразвитые Сознания. Именно они придают эпохе блеск, обогащают её новыми открытиями и в итоге выводят соответствующую страну и создавшую её нацию, а вслед за ними и остальное человечество на новую ступень развития. 

Человеческая история движется пассионарностью личностей и этносов. Субпассионарные этносы и личности-субпассионарии – лишь участники истории, но не более того.

Пассионарий олицетворяет деятельное начало, активное отношение к жизни. Субпассионарий представляет собой пассивного обывателя и потребителя. Пассионарность и субпассионарность есть крайние проявления личной энергетики. «Золотую середину» занимают гармоничные личности.

Активная и деятельная позиция может проявляться по-разному – в стремлении что-то создать или изменить, кого-то защитить, что-то отстоять или доказать. 

Есть пассионарии-созидатели и пассионарии-разрушители, пассионарии-объединители и пассионарии-завоеватели. 

Пассионарность, таким образом, не всегда связана с чем-то положительным. Пассионарной может быть и низкая душа. 

С другой стороны, развитая личность, воспитанный человек, интеллектуал может не иметь достаточного уровня биохимической энергии и, соответственно, быть неспособным к активности и деятельности. 

Признак субпассионарности – инертность, причём инертность как в действиях и стремлениях, так и в мыслях. Мысли – это «мотор» действий и поступков.

Но в любом случае пассионарность проявляется как «способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. 

Импульс пассионарности бывает столь силён, что носители этого признака – пассионарии – не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. 

Пассионарность – атрибут не сознания, а важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности» (Л. Н. Гумилёв). 

Пассионарность – выплеск страстей, энергии, но выплёскиваемая энергия не всегда является тонкой энергией. Пассионарность не равнозначна духовности, хотя духовность всегда пассионарна. 

Пассионарность и субпассионарность выражаются в стереотипе поведения и в потребностях. Потребности, обеспечивающие самосохранение, характеризуют субпассионария. Потребности роста и познания – отличительная черта пассионария.

Разную степень и разное проявление пассинарности хорошо иллюстрируют примеры из художественной литературы. 

Герой классицистической трагедии, с его пропагандой долга и чести – яркий пассионарий. Пассионариями-бунтарями являются многие герои романтических произведений. 

К пассионариям следует относить и героев реалистических произведений, обуреваемых страстями. В сентименталистских же произведениях, как правило, изображаются субпассионарии. 

Примерами субпассионариев-интеллигентов в классической литературе являются Евгений Онегин и Илья Ильич Обломов. 

О первом из них его создатель А. С. Пушкин говорил так: «Ничто не трогало его, не замечал он ничего»; «труд упорный ему был тошен»; «хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена».

У барина Обломова вообще полный паралич воли. Остатки его жизненной энергии забрала, сожгла любовь к Ольге Ильинской, пытавшейся пробудить Илью Обломова к жизни и деятельности (барышня Ильинская любила «будущего» Илью, того, который, как ей казалось, воспрянет ото сна; она старалась ради Ильи, поэтому и фамилию носит соответствующую – Ильинская). 

Философский закон энергетичности применим и к языку. Впрочем, энергетичен не сам язык как код, энергетична речь, посредством которой каждый человек и каждый народ эманирует те или иные энергетические частоты.

Выражением пассионарности в речи являются создаваемые людьми тексты, для характеристики которых нередко используются словосочетания пламенная речь или яркая речь. Всегда пассионарной является лирика, невозможная без такого пассионарного свойства, как развитое воображение. Язык лирики – особый язык, признак творческого подхода к коду (языку) и языкового новаторства, что опять-таки свойственно только пассионариям.

Может быть и так, что язык выступает как проводник низкочастотной, грубой энергии. Это возможно в тех случаях, когда речь отдельных людей или социальных групп (но не всего народа в целом!) засорена нецензурными словами и выражениями. Такую речь нельзя оценивать только с учетом эстетических критериев. Она опасна, поскольку продуцирует энергетический негатив, отрицательно воздействующий на окружающих людей и природную среду.

© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. Гомель: Велагор, 2024.

Популярные сообщения