Древнейшие мифолого-эзотерические представления
о душе-птице или о душе, уносимой птицей, косвенно отобразились в христианских
представлениях о крылатых ангелах, уносящих душу после смерти. Рождавшийся
человек воспринимался как новое воплощение души предка.
Поэтому и появление ребёнка в семье нередко
объяснялось (особенно старшим детям) весьма просто: сестру или брата принесли
птицы, в частности, буслы-аисты.
Эта птица в культурной традиции разных
народов имела семейно-брачную, жизненную символику.
В Древнем Риме аист посвящался Юноне,
богине материнства, помогавшей роженицам [Словарь символов и знаков: Сюжеты и
явления в символах / Автор-составитель Н. Н. Рогалевич. – Минск: Харвест, 2004.
– 512 с. С. 5–6].
Славянским девушкам запрещалось смотреть на
аиста. Приснившийся женщине аист означал беременность. Если аист кружился над
чьим-либо домом, это расценивали как предвестье рождения ребёнка.
Аисты
традиционно возвращались весной в Беларусь обычно на Благовещение, в
ключевой день года, знаменующий начало весенне-летнего цикла. Вот почему они
всегда считались птицами, несущими добрую (благую) весть.
Увидеть первого летящего аиста – к счастью,
к долголетию, здоровью, к скорому замужеству и появлению детей.
Деньги в кармане в этом случае предвещают
богатство, ключи – изобилие, а если ничего нет – убытки.
При виде первых аистов люди приговаривали:
«На тихое лето, буйное жито, а нам на здоровье».
При этом иногда умывались, чтобы быть
здоровыми, резвыми и весёлыми, кувыркались, чтобы не болели ноги, катались по
земле, прислонялись к деревьям, к плетню, чтобы не болела спина [Коваль, У. I. Народныя ўяўленнi,
павер’i i прыкметы: Даведнiк па ўсходнеславянскай мiфалогii. – Гомель: Бел. агенцтва навук.-тэхн. i
дзелавой iнфармацыi, 1995. – 180 c.
C. 24–25].
Издавна в деревнях старались устроить гнездо аиста на доме или на хозяйственных постройках – сарае, хлеве, а также на дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо.
Аист оберегал
дом от молнии и пожара, от злых чар и наговоров, способствовал прибыльному
ведению хозяйства. Очень плохо, если аист не возвращается в прежнее гнездо. Это
сулит запустение дому.
Из книги автора © А. Ф. Рогалев. Исторические и
этноязыковые исследования. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2020. – 540 с.
(с. 112).