За
Днепром, в левобережной части Нижнего Поднепровья, по течению реки Конка,
находится местность, которая в далёком прошлом, примерно в III–II
веках до новой эры, носила название Канкит.
Как
определил в своё время известный советский и российский историк языка и
этимолог О. Н. Трубачёв, названия Канкит
и Конка являются родственными,
имеющими индоарийское происхождение.
Используя
реликтовый языковой материал, учёный настойчиво и вполне убедительно
обосновывал версию о том, что индоарии были одним из этноязыковых компонентов
Скифии.
Что
касается указанных названий, то он отождествлял их с реконструированным местным
индоарийским обозначением птицы *kanka и древнеиндийским словом kanká
(«цапля»). С древних времён левая сторона Нижнего Поднепровья известна как
страна журавлей и цапель.
Так,
в стихиях (небольших комментариях на полях или между строк в античных и
средневековых рукописях) к победным одам древнегреческого поэта Пиндара
(522/518 год до новой эры – 448/438 год до новой эры) упоминается «Белый берег
на Евксинском Понте, где множество цапель». «Белый берег» – не что иное, как
древнерусское Белобережье в устье Днепра.
В
античных источниках (Плиний) упоминается также город Герания, «по-варварски – Какитон». Город Герания
находился в земле скифов-пахарей. Слово Герания
является латинской передачей греческой формы в значении «журавлиный город».
Сама же греческая форма имеет в качестве первоисточника местное название, каким
является Какитон.
Исходная
семантика у этих названий близкая или общая. О. Н. Трубачёв этимологизирует
название Какитон из древнеиндийского kanká
(«цапля») + древнеиндийское ūta (страдательное причастие
прошедшего времени от av-,
ávati – «гнать»).
Возможна
и другая этимология – из индоевропейского *ka(n)k в
значении «скакать»
(ср. древнеиндийское kank –
«ходить», «идти»), если принимать во внимание длинноногость цапель и даже
своеобразную пляску птиц (в частности, пляску журавлей).
Особенность
цапли передвигаться на высоких ногах отображена, например, в славянском
названии птицы – *čapja – из čapati.
Названия
для цапли и журавля в ряде языков совпадали, смешивались, а древние
индоевропейцы, скорее всего, строго этих птиц не различали.
На
этом основании О. Н. Трубачёв толкует название Какитон из праформы *kankuta в значении «изгнанные
журавлями». Топоним Какитон образован
от наименования населения (этноним *kank-utā) в указанном значении.
Этой семантике соответствует и любопытный местный миф, переданный римским
историком I века новой эры Плинием.
Согласно
мифу, в Герании жило племя пигмеев, которое было изгнано журавлями. Сюжет о
противоборстве журавлей с народом маленького роста отображён в пяти
индоевропейских литературах – греческой, латинской, санскритской,
среднеперсидской и древнеармянской. Первоисточником считается рассказ о
журавлях, враждебных пигмеям, в «Илиаде» Гомера (цитируем):
«С криком таким журавли пролетают под небом высоким,
Прочь убегая от грозной зимы и дождей бесконечных,
С криком несутся они к океановым быстрым теченьям,
Смерть и погибель готовя мужам низкорослым, пигмеям;
В утренних сумерках злую войну они с ними заводят».
(«Илиада», песнь 3, стихи 3–7)
Древнегреческий
философ Аристотель (384–322 год до новой эры), а вслед за ним и авторы нового
времени, например, немецкий географ Рихард Хенниг, написавший исследование «Неведомые земли», связывали миф
о карликах (пигмеях) и журавлях с верхним Египтом, с Нильскими болотами.
Как следует из
предшествующего изложения, этот же мифологический сюжет имеет отношение и к
Северному Причерноморью.
Возвратимся
к тому, что удалось установить О. Н. Трубачёву. Плавневый характер Нижнего
Поднепровья наложил отпечаток на местную номенклатуру: индоарийская
принадлежность этноса Старой Скифии выражается в слове *dand-aria («камышовые арии»).
С
этим же реконструируемым словом соотносится название Тендра, относящееся к косе (ранее – полуострову) на Чёрном море, у
Днепро-Бугского лимана.
В
сообщениях древнегреческого историка Геродота есть упоминания места
Геррос. Существовал скифский обычай
хоронить своих царей именно в Геррах. О. Н. Трубачёв локализует это место по
реке Конка.
Согласно
предложенной автором этимологии, в названии Геррос
следует видеть киммерийское *gerr- в значении «журавль».
Сосуществование *gerr-, *kanka, *kank-utā на небольшой территории
приобретает смысл киммерийско-индоарийских контактов, что само по себе
заслуживает внимания (см. обо всём этом подробнее в статье: О. Н. Трубачёв. Indoarica в
Северном Причерноморье: *kank-uta “a gruibus fugatos
/ pulsos” // Античная балканистика.
– М.: Наука, 1987. – С. 119 –124).
Как же следует
интерпретировать миф о журавлях и карликах применительно к Северному
Причерноморью?
В
известной монографии И. В. Шталь «Эпические предания Древней Греции:
Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции» (М.: Наука, 1989),
где подробно исследуется отображение сюжета о борьбе пигмеев с журавлями в
античной литературе и искусстве, предлагается такой вывод: журавли – это выходцы
из потустороннего мира, а смысл самого мифа — в борьбе жизни и смерти.
Что
касается пигмеев, то автор монографии, судя по всему, так и не разобралась, идёт
ли в мифе речь о настоящих африканских пигмеях, или о мифических существах.
Если на греческой вазовой живописи VI века до
новой эры пигмеи изображаются хорошо сложенными людьми, хотя и невысокого
роста, то к IV веку до новой эры они превращаются в толстых карликов с
подчёркнутыми фаллическими признаками. Видеть в них известных нам по новому
времени пигмеев нет никакой необходимости, ибо другая из противоборствующих
сторон явно представлена в аллегорических образах журавлей. Мы думаем, что и
карлики-пигмеи должны пониматься как образы-иносказания.
За
образами журавлей и, возможно, цапель, принимая во внимание языковые данные,
введённые в научный оборот О. Н. Трубачёвым, безусловно, скрываются индоарии.
Это
следует не только из указанных выше этимологий, но также из следующего факта.
Культура индоариев имеет типологические сходства с трипольской археологической
культурой медного века (5500–2750 годы до нашей эры). Об этом
есть авторитетное мнение ведущего советского историка и археолога академика Б.
А. Рыбакова (на работы Б. А. Рыбакова, кстати, ссылался О. Н. Трубачёв). Среди
археологических находок, относящихся к трипольской культуре, имеются фигурки
людей с птичьими клювами. Такие фигурки были найдены, в частности, на месте
бывшего культового сооружения в Новоархангельском районе Кировоградской области
Украины.
Указанный факт весьма красноречив в плане культа птиц в
связи с общим культом «птичьих» созвездий (например, созвездий Лебедь и Орёл) у
населения трипольской культуры, как и у древних индийцев и многих других
народов Земли.
Если журавли – это небесный тотем индоариев, то
противостоящие «журавлям» карлики (пигмеи) являются намеренно негативно изображёнными
этноязыковыми предшественниками «журавлей» на соответствующей территории.
Возможно, «пигмеи» – это не кто иной, как киммерийцы,
уступившее место в Северном Причерноморье скифам, первоначально не разделённым на
индийцев и иранцев.
Поясним,
что киммерийцев О. Н. Трубачёв считал родственными фракийскому этносу,
подтверждая это мнение интересными языковыми материалами.
©
А. Ф. Рогалев. Исторические и этноязыковые исследования. Гомель: ГГУ им. Франциска
Скорины, 2020. – 540 с. (с. 344–348).