Необходимо
разграничивать понятия «этнос» и «народность», «нация».
Этнос – явление
природное (концепция Л. Н. Гумилёва); он представляет собой коллектив людей,
сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения, традиций, обычаев,
представлений, убеждений и осознавший себя в противопоставлении с иными
этническими коллективами («мы не такие, как они»).
Народность и
нация – явления социальные, а именно территориально-политические общности, в
рамках которых могут сосуществовать два, три и более этносов, различные
субэтносы и этнографические группы. Народность, нация – это сообщества граждан
независимо от их этнической принадлежности, иначе –
территориально-государственные общности.
Образование
государственного сообщества представляет собой консолидацию определённого
этноязыкового пространства, изначально неоднородного в этноязыковом отношении.
На этапе формирования территориально-государственного сообщества этносы,
субэтносы, этнографические группы объединяются в народность, а на завершающей
ступени такого формирования превращаются в нацию.
Формирование
территориально-государственной общности (народа) – это единый процесс, имеющий
свой начальный этап (народность) и своё завершение (нация).
В формировании
национального языка также есть своё начало, когда происходит интеграция
территориальных диалектов, вырабатываются общие для всех представителей данного
общества нормы, которые постепенно начинают восприниматься как обязательные и
основные в конкуренции с нормами ряда диалектов и закрепляются благодаря
консолидирующей роли и распространению литературного языка, появление которого
знаменует наступление завершающего этапа формирования нации и национального
языка. Осознание единой и общей нормы, таким образом, является той своеобразной
чертой, которая условно может разграничить язык народности и язык нации.
Предлагаемое
разграничение понятий «этнос», «народность», «нация» и связанных с ними понятий
«язык народности», «язык нации» представляется важным как в сугубо
теоретическом отношении, так и в связи с научными спорами об этноязыковой и
социально-политической сущности Древней Руси.
Подробнее
© А. Ф. Рогалев. Этнические и географические названия как источник для изучения этноязыковой истории (на материале Беларуси) / Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. Минск: Белгосуниверситет, 1996.
© А. Ф. Рогалев. Этнотопонимия Беларуси (на фоне этнической истории). Гомель: БелАНТДИ, 1993. 168 с.