Музыка Вильгельма Рихарда
Вагнера (1813–1883) есть не что иное, как философская концепция, выраженная не
в словесных трактатах, а в характерном звуковом ряде.
Для музыки Вагнера в целом
характерны мажорность, экспрессивность, оптимизм, динамизм, напористость,
целеустремлённость, пассионарность. Но в то же время его сочинения окрашены мифологизмом
и мистицизмом и, безусловно, вдохновлялись из тех областей пространства,
которые обозначаются термином Тёмный мир.
Сказанное отчётливо
проявлено во многих произведения В.-Р. Вагнера, в том числе и в «Валькирии»
(по-немецки – Die Walküre), музыкальной драме
(опере), являющейся второй частью тетралогии «Кольцо Нибелунга».
Впечатляющий отрывок из этого произведения под названием «Полёт валькирий» мы предлагаем для прослушивания. Это начало третьего действия оперы.
Сочетание переливчатых
звуков этой композиции создаёт ощущение творящегося волшебства.
Рушатся границы,
отделяющие пространства и миры друг от друга. Дух напора и захвата распространяется
вокруг открывающегося поля некой решающей битвы.
Тёмный мир торжествует и
берёт верх своим напором и решительностью, неукротимостью и силой.
И над всем этим апокалипсическим
действом возвышаются на крылатых конях Валькирии, девы-воительницы, которым нередко
дозволяется решать исход битвы.
Но основная их задача –
отмечать славных героев и сопровождать их души в потустороннюю реальность.
Имя Валькирия объясняется из древнеисландского языка как раз в значении
«выбирающая убитых».
© А. Ф. Рогалев. Интеллектуальная
эзотерика. Гомель: Велагор, 2018.