Та Древняя Русь, которая
предстаёт в летописях, не была централизованным государством. Хорошо известные
летописные события – от вокняжения Олега в Киеве в 882 году до нашествия
монголо-татар в 1237 году – являются политической хроникой завершающего этапа
существования восточнославянской общности. Начальный её этап в летописях почти
не отображён и относится ко времени до IX века.
Известные попытки
политически консолидировать Русь оказывались в итоге временными и
неэффективными. Каждая из восточнославянских этнодиалектных групп,
сформировавшихся к IX веку, продолжала жить по обычаям и законам своих
предков, а предки эти и, соответственно, законы и обычаи, были разными.
После утверждения
христианства Древняя Русь окончательно превратилась в суперэтническую систему,
состоявшую из нескольких восточнославянских (русских) этносов,
взаимодействовавших в экономической, идеологической, культурной, политической
сферах, имевшую общий литературный язык, хотя и складывавшийся из местных
разновидностей (вариантов), и общее название – Русь, которое выполняло
функцию общего топонима для ряда территорий и существовавших на них княжеств со
своими частными и специфическими названиями.
Христианство не требовало
единения на этнической основе, а суперэтническая целостность совсем не
предполагает политического единства. Суперэтнос – это система, состоящая из
нескольких этносов и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность (см.:
Гумилёв Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992. – С.
331).
© А. Ф. Рогалев. Этнические и географические названия как
источник для изучения истории Беларуси.
– Гомель: Барк, 2014. – 128 с.