Иисус не
только являл чудеса, целил, лечил, помогал, поддерживал, но и обличал
книжников, фарисеев и законников: «… Вы
взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали». В
подтексте этих слов заключён глубокий смысл: те, кто учит народ, порой сами не
владеют подлинными знаниями. Указанное изречение Иисуса остаётся очень
актуальным и в наши дни.
Тактика Сына
Человеческого не была изощрённой, а прямой и открытой. Его, между тем, обвиняли
в том, что он действует силой бесовскою. Однако князь бесовский имеет на
вооружении иное – лесть, сладкое искушение, лукавство.
Иисусом порой
овладевала жажда наказания: «Огонь пришёл
я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Иисус знал,
с кем имеет дело («род сей лукав»),
но наказывать он не мог: это было выше его возможностей.
Иисус призывал
людей задуматься над образом своей жизни, над строем мыслей и сказывал тем, кто
живёт впустую, притчу о господине, напрасно искавшем три года плоды в
винограднике. Срубить смоковницу, не дающую плодов, легко. Куда сложнее
добиться, чтобы она дала плоды.
В обращениях и
речах Иисуса порой были слышны ноты отчаяния и надрыва, и говорил он иногда с
сознанием обречённости. Он старался убедить, но не в силах был что-то кардинально
изменить, тем более что информация его не всегда под силу была даже избранным
апостолам.
«Думаете ли вы, что я пришёл дать мир земле? Нет,
говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться,
трое против двух, и двое против трёх: отец будет против сына, и сын против
отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей,
и невестка против свекрови своей».
Эти слова
Иисуса следует понимать как провозвестие о поляризации людей и их душ: с одной
стороны – те, кто живёт по принципу «жить, чтобы есть», и в противоположность
им – те, кто исповедует принцип «есть, чтобы жить». Именно эти, вторые,
понимают, что человек состоит не только из физического тела, а представляет
собой единение тела, души и духа. Первых же Иисус называет лицемерами и
вопрошает: «Зачем же вы и по самим себе
не судите, чему быть должно?» И предрекает им: «Если не покаетесь, все… погибните!» К ним же обращена и следующая
притча о богатстве.
Один богатый
человек радовался и говорил душе своей: «Душа!
Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». «Но Бог
сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется
то, что ты заготовил?» «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не
в Бога богатеет». «Душа больше пищи…» «Жизнь человека не зависит от изобилия
его имения».
Иисус поучал и
предостерегал: «Никакой слуга не может
служить двум господам…». «Не можете служить Богу и мамоне» (мамона – слово греческого происхождения
с этимологическим значением «богатство», в переносном значении – «алчность,
корыстолюбие»; из мифологии известен Мамона, или Маммона – бог богатства и
наживы у древних сирийцев). «Что высоко у
людей, то мерзость пред Богом».
«Раб же тот, который знал волю господина своего,… и
не делал по воле его, бит будет много». «Всякий возвышающий сам себя унижен
будет».
«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо
сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». В данном
случае имеются в виду Врата Небесные, через которые входят в высокие миры души
праведников. Врата Небесные являются также древним образом портала для
вознесения в иное измерение.
«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите
Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми
вон».
«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда
вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! Отвори нам,
но он скажет вам в ответ: не знаю вас…, отойдите от меня все делатели
неправды».
© А. Ф. Рогалев. Миссия Иисуса. Чтение и комментирование «Евангелия от Луки». – Гомель: Велагор, 2019.