Всё то, что познаётся человеком и человечеством, неизбежно облекается
в языковую форму. Посредством языка могут быть представлены любые события,
описаны целые эпохи, переданы результаты субъективного видения того, с чем
сталкивается человек, что он воспринимает и анализирует.
● Без языка
невозможно функционирование человеческого общества.
Формирование и
развитие человека, человеческого мышления, социума и языка осуществлялись
одновременно.
Язык является
основным средством внешнего выражения и передачи мыслей.
Язык обеспечивает
интеллектуальное постижение реальности и неотделим от процесса добывания знаний
и операций с добытыми знаниями, которые обязательно фиксируются в языковой
форме.
Язык имеет
непосредственную связь с практической деятельностью людей, в том числе и в
области новейших информационных систем.
Кроме того, язык
выступает как особая человеческая система сигналов о состоянии и ощущениях
самого человека.
Сказанное позволяет утверждать, что язык является нашей необходимой
реальностью. Он опосредован понятийным миром человека и является третьим
«звеном» в следующей закономерной цепочке: внешний по отношению к
человеку мир → внутренний мир человека (понятийный мир) →
языковой мир. При этом языковой мир следует рассматривать как
составную часть понятийно-идеального мира человека.
Языковая
способность человека, являющаяся
составной частью его внутреннего мира, распространяется
в первую очередь на объективную внешнюю реальность. С помощью языка
наиболее легко и просто выражается то, что физически ощущается и
воспринимается.
Субъективная
реальность – все наши впечатления и переживания, эмоциональное состояние
человека в целом – передаётся посредством языка лишь приблизительно.
Используя обычный человеческий язык, весьма сложно описать и
внутренние связи различных явлений.
Чем объясняется
возникновение вспомогательных искусственных языков и семиотических систем,
например, математических и химических символов, знаков дорожного движения,
карт, схем, чертежей, планов, а также современных языков общения человека и
компьютера?
На современном уровне развития социума даже самые развитые и
совершенные естественные языки не вполне отвечают потребностям человека
оперативно и кратко означивать, экономно сохранять и быстро передавать огромную
массу информации, особенно информацию формального плана и
абстрактно-логического характера.
Постепенное открытие человечеству беспредельного эзотерического мира
обозначило ещё одну языковую проблему: как естественный язык, так и
искусственные человеческие языки, неплохо в целом отображая внешнюю физическую
реальность во всех её проявлениях, оказываются весьма скудными для описания
того, что находится за пределами воспринимаемого нами земного мира.
Тем не менее язык всегда был и
остаётся основным средством адаптации человека к окружающей его среде и
жизненно необходимым условием всей человеческой деятельности.
Несмотря на приспособленность языка к отображению преимущественного
физического мира, именно посредством языка во все времена люди распространяли
постоянно расширяющиеся знания о мире и космосе, о человеке и человеческой
истории.
● Наш язык малопригоден для
описания того, что находится вне параметров трёхмерного физического мира. В
этом смысле он уступает музыке или рисунку.
Однако
непосредственно рассказать о неземном, находясь в параметрах плотной физической
среды, можно только с помощью языка. Кроме языка, у нас нет другого устного или
письменного средства для обычного и привычного для всех изложения.
С помощью языка мы имеем возможность философствовать, объяснять,
толковать новое о мире, человеке и языке, разъяснять непознанное, просвещать
всех, кто этого желает, и в целом успешно преодолевать позитивизм.
● Позитивизм
развивается со времён философа Иммануила Канта в философии и в других науках.
Приверженцы этого направления исходят из
позитивного, то есть данного, фактического, установленного, несомненного, и
ограничивают этим свои исследования.
Все метафизические объяснения считаются позитивистами практически бесполезными и теоретически неосуществимыми.
Источник © А. Ф. Рогалев. Мир,
человек, язык. Опыт философии языка. – Гомель: Барк, 2010. – 276 с.