История есть проявление
прежде всего философского закона движения. Но в чём специфика действия этого
закона применительно к тому, что называется историей?
Люди, живущие в условиях
действия причинно-следственных связей, находятся в тех или иных ситуациях,
которые также являются следствием каких-то породивших их причин.
Следовательно, закон
движения применительно к истории связан с законом причин и следствий.
Исторический процесс не
линеен. Это спираль, витки которой представляют собой циклы истории. Закон
циклов, или закон спирали есть не что иное, как классический философский закон
отрицания отрицания.
Действие этого закона в
аспекте истории предполагает переход количественных изменений в качественные в
цепочке взаимосвязанных причин и следствий.
История в содержательном
отношении является коллективной игрой. Все исторические события – это игровые
ситуации.
События и ситуации нельзя
считать произвольными. Они заданы, планируемы, управляемы. Предполагаемый
субъективизм здесь кажущийся. Желания и действия ключевых лиц (субъектов) в
исторических событиях тоже заданы. В соответствии с категорией относительности,
никто не свободен в полной мере.
Действия людей в составе
социума и всего человечества соответствуют философским категориям отдельного,
частного и общего: отдельный человек действует в составе конкретного народа,
социума, а те в свою очередь встроены в человечество в целом.
Если переход причины в
следствие применительно к индивиду, объясняется его собственными действиями и
сделанным выбором, то проявление категорий причины и следствия в
разворачивающихся общих событиях и социальных ситуациях происходит под
воздействием двух факторов.
С одной стороны, ситуации
и события непроизвольно создают сами люди, действующие сообща в составе
социума. Ведь каждая индивидуальная жизненная программа имеет ближние и дальние
круги зависимостей, то есть связана с жизненными программами прочих людей.
С другой стороны, то или иное
событие может разворачиваться по причине воздействия со стороны специально
назначенных для этого индивидов.
В создании той или иной
игровой ситуации существенна роль специальных субъектов, выбираемых,
назначаемых или присылаемых для разворачивания событий в том или ином заданном
и планируемом русле.
Высшие инстанции посылают
в ту или иную область земного пространства избранных субъектов, которые несут с
собой, в своей биоэнергоструктуре, энергии того типа и качества, которые
требуется распространить в данной области земного мира.
Этот привносимый
энергопотенциал и является основой для разворачивания конкретных событий,
вызывает к действию в требуемом направлении многих индивидов, населяющих данную
область, и приводит к требуемому изменению ситуации.
Наступает следствие
намеренного внедрения энергопотенциала через посредство конкретных индивидов, и
это внедрение является причиной для наступления тех или иных изменений. Так
вершится то, что называется историей.
Весь ход истории
подчиняется первому и главному закону мироздания – закону энергетичности.
Космоорганизм есть
огромный энергетический объём, части которого выполняют заданные функции по
производству, обмену и перераспределению энергий нужного качества.
Поэтому на арене истории
сочетаются благоденствия и войны, расцвет и упадок, градация и деградация,
созидание и разрушение, спокойствие, порядок и стрессовый хаос.
Каждый участок
исторической арены с населяемыми ею людьми призван производить необходимую на
данном этапе энергию.
Исторические эпохи, периоды,
общественно-экономические формации, а также века, цивилизации, этнические
культуры представляют собой бытийные ветки.
Все бытийные ветки – это
параллельные пространственно-временные ниши. Время и пространство как
философские категории предполагают друг друга.
Пространство есть форма,
площадка для развёртывания событий и ситуаций. Время – программа, которая при
запуске определяет начало и конец соответствующих событий и ситуаций.
Кто такой историк? Это
человек, имевший немалый опыт жизнедеятельности на разных бытийных ветках.
У историков, однако, есть
своя специализация, например, древний мир, средние века, новая и новейшая
история, история востока, история Европы, история отечественная и зарубежная и
так далее.
То есть опыт
жизнедеятельности человека, становящегося историком, редко бывает
всеобъемлющим.
Источник © А. Ф. Рогалев. Эзотерическая философия. – Гомель: Велагор,
2019. – С. 251–254.