В последнее время отмечается рост случаев,
связанных с гендерной дисфорсией — расстройством половой идентичности. В этом
состоянии человек не может до конца принять свой статус мужчины или женщины.
Это касается в первую очередь подростков.
Есть основания говорить о вероятном возвращении на
Землю явления андрогинности.
Андрогин
(от греческого слова androgynos – «двуполый») – это мифическое существо, обладающее признаками
обоих полов, реже – бесполое.
По мифологическим
представлениям, андрогинами были первые люди на Земле. Такие же представления имеются и в религиозных учениях многих народов.
Философ Платон в
диалоге «Пир» отмечал, что все люди были
андрогинами – двуполыми и круглыми существами (прилагательное круглый в данном случае использовалось
как синоним слова совершенный).
В прошлом было нередким
изображение божеств определённого пола с
особенностями противоположного пола. Древние греки, например, среди
других божеств почитали бога Гермафродита, сына Гермеса и Афродиты,
совмещавшего в себе женские и мужские черты. В современных исследованиях
указывается на очевидный гермафродитизм библейского Адама [Дж. Блэк].
В обобщённом смысле андрогином
является психическая персонификация-метафора,
в которой мужское и женское начала удерживаются в сознательном
равновесии.
При
такой интерпретации андрогин символизирует совершенного человека,
соединяющего в себе оба пола или лишённого вообще каких бы то ни было половых
признаков (так называемый «третий пол»), а также мировую гармонию и сущность
Первоначала.
Исследователи
усматривают модификацию принципа андрогинности в государственном символе Австро-Венгрии и России – двуглавом
орле.
В
психологии андрогинность нередко рассматривается как глубинная
особенность человеческой психики (таковым, в
частности, было мнение К.-Г. Юнга).
В
жизни андрогин становится, как правило, только
мужчиной или только женщиной, но обе эти формы существования ущербны и
нуждаются в восстановлении изначальной целостности.
Проявлением
андрогинности является влечение к обоим полам, что не является болезнью, а
также нечёткое осознание себя в половом отношении, что не должно трактоваться
как ущербность человека.
Не
исключено, что образ андрогина связан с некими конкретными космическими Сущностями, имевшими отношение
к истории человеческой цивилизации.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия.
Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.