Упоминания
о «лысых горах» как о «нечистых» местах встречаются в разных литературных источниках,
например, в произведениях Николая Гоголя и Михаила Булгакова, который, в
частности, использовал образ Лысой Горы в своём романе «Мастер и Маргарита» как
место казни Иешуа.
Название Голгофа, связанное с местом распятия Иисуса
Христа, в переводе с арамейского языка или иврита означает «череп», что вольно
или невольно ассоциируется с лысой головой.
Символика
черепа (тщета мирская, преходящая жизнь,
но одновременно и жизненная сила, вместилище души) вполне соответствует
философскому смыслу Голгофы как места, где соединилось всё низшее и высшее в
этом мире, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.
© А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и
преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – 208 с. (с. 93–97).