Поиск по этому блогу

понедельник, августа 09, 2021

Растекаться мыслию по древу. Вещий Боян. Соловей старого времени. Скрытый смысл образов «Слова о полку Игореве»

 


Язык самого знаменитого древнерусского литературного памятника подобен археологическому раскопу. За верхним семантическим «слоем» большинства образных, ёмких по своим культурно-лингвистическим ассоциациям выражений «Слова…» невольно просматривается более глубокий и древний содержательный «пласт».

Видимые метафоры, казалось бы, окончательно понятые и интерпретированные, оказываются наслоенными на целые «россыпи» иных образов, многие из которых, на самом дне лингво-хронологического среза, сохраняют отпечатки мифологического мышления.

Впрочем, не только язык, но и весь художественный мир «Слова о полку Игореве» подобен археологическому раскопу: художественно-поэтическая традиция средневековья предопределяла создание нового произведения на основе предшествующих путём их обработки, добавления современных автору фактов и придания нового содержания старым архетипам-первообразам.

Убедительным подтверждением этому служат начальные строки «Слова…». Автор XII века, обращаясь к своим современникам (читателям-слушателям «песни»), говорит как раз о существующей традиции начинать новое произведение «старыми словесами», однако тут же признаётся, что полностью уподобиться «соловью старого времени», Бояну, он не может.

И не потому, что того требуют «былины», то есть действительные события его (неизвестного автора) времени, а потому что он просто не может повторить «замышления» Бояна.

Что же такое «замышлял» и осуществлял этот «старый соловей», когда творил песнь? Что было не под силу сказителям нового времени?

Полный текст по теме

© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012. – С. 287–289.

Популярные сообщения