Древние натуральные языки были идеофоническими в своей основе.
Что представлял собой язык идеофонов?
Звуки человеческого языка есть разновидность звуков,
существующих в природе. Различие между природными и человеческими звуками заключается, прежде всего, в том, что последние выполняют социальную функцию. Но подоснова звуков
человеческого языка не исчезла. Исконно – это природные звуки.
Древний человек, зависимый от природы, заметил, что
природные звуки обязательно сопровождают те или иные явления: течение воды по
камням, сверкание молнии, трепетание листьев на ветру и т. п.
Поскольку связь «явление – звук» реализовывалась многократно, звуки природы стали отождествляться с
определёнными явлениями.
При этом было замечено, что опасные, устрашающие явления природы сопровождаются, как правило, звуками одного
акустического типа, а безопасные – прямо
противоположными звуками. Быстрые действия и движения сопровождались краткими, резкими звуками, медленные –
протяжными, плавными.
Вскоре люди научились классифицировать слышимые звуки на
низкие и высокие, громкие и тихие, шумные и мелодичные, приятные, страшные и
успокаивающие, краткие и долгие, протяжные, плавные и резкие, щелкающие.
Слышимые звуки вызывали у человека естественные
реакции. На звуки он реагировал как на явления, этими звуками сопровождаемые. Это привело к выработке и
закреплению условного рефлекса.
Соответствующие звуки превратились в своеобразные звукотипы, так как вызывали в сознании разные ассоциации.
Со
времени формирования звукового языка (тот или иной звук, по мнению учёных,
сначала сопровождал характерный жест) произносимые звуки неизбежно соотносились
с разными природными звукотипами,
зафиксированными психикой человека. Это и привело к появлению в
первоначальном языке звукообразов
(идеофонов) [А. П. Журавлёв. Фонетическое
значение. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974].
Звукообразы использовались для указания на предметы,
которые вызывали те или иные впечатления и эмоции, а также служили
обозначениями самих эмоций человека.
Использовавшиеся звуковые
комплексы (идеофоны)
были материально (своим звучанием) связаны с называемыми реалиями, демонстрировали соответствие формы и содержания и являлись в высшей степени
мотивированными обозначениями.
У
того или иного идеофона возникало некоторое поле тяготения, которое облегчало
закрепление за этим звукообразом определённого типа значений и затрудняло связь
с другими типами понятийных значений.
Например, комплексом звуков, воспринимавшихся как
приятные, обозначалось что-то приятное; грубые звуки использовались для обозначения чего-то грубого и
тяжёлого и т. д. Символика звуков по отношению к понятийному
значению являлась первичной.
По
мере привыкания к идеофонам их мотивировка слабела. Идеофоны начинали
использоваться по своему назначению исключительно механически и постепенно
приобретали свойства чистого знака.
Последующее возобладание логики над впечатлениями, знания над мифотворчеством,
понятия над воображением окончательно затушевало
мотивированную связь слова с мыслимым образом предмета. Звукообразы стали
языковыми знаками, а натуральные языки превратились в формализованные знаковые
системы.
© А. Ф. Рогалев.
Мир, человек, язык (опыт философии языка). – Гомель: Барк, 2010. – 276 с.