Используя по отношению к полоцкому правителю эпитеты «чародей» и «волколак», наши современники не понимают их в прямом смысле и считают, что трансформации физического тела и, в частности, превращение в волка возможны только в сказках.
При объяснении же реальной истории какие-то фантастические и волшебные представления якобы допустимы только в форме исторического романа, повести или поэмы, причём исключительно как стилистические фигуры, усиливающие впечатление от создаваемого образа.
Мы не имеем намерения рассказывать сказки, но опыт исследования скрытого смысла легенд и преданий давно убедил нас в том, что именно в легендарных сюжетах нередко заключены, хотя и в аллегорической форме, неизвестные и малоисследованные факты и даже целые страницы истории.
По этому поводу известный историк академик Б. А. Рыбаков (1908–2001) в своё время сказал так: «Едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий».
Тайна князя Всеслава Брячиславича
© А. Ф.
Рогалев. Исторические и этноязыковые исследования. Гомель: ГГУ им. Франциска
Скорины, 2020. – 540 с. (с. 198–215).