Поиск по этому блогу

суббота, января 13, 2024

Дух, материя и движение в концепции Н. Я. Данилевского

 

Согласно учению русского социолога, геополитика, одного из основателей цивилизационного подхода к истории Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885), сотворённое миробытие характеризуется тремя мировыми сущностями – духом, материей и движением.

Эти начала бытия носят всеобщий и универсальный характер и пронизывают собой все уровни строения бытия – неорганическую, органическую природу и человеческий мир.

Дух, исходящий из сознания Первоисточника, и материя как два извечных начала мироздания рассматриваются во многих космогонических учениях. Дух – это потенциальная материя, а материя – кристаллизованный Дух.

Взаимодействие и единство тонкого духовного и плотного материальных начал проявляется везде и во всём, в том числе и в языке: эманация (истечение) человеческого духа материализуется в звуковых волнах (устная речь) или графических знаках (письменная речь).

Дух и материя, хотя и являют единство в своём начале и неразлучны, тем не менее всегда разлучены, поскольку прогрессируют в противоположных направлениях. Дух постепенно трансформируется в материю, а материя, достигнув максимального уплотнения, стремится к своему первоначальному состоянию, то есть
к чисто духовной субстанции.

Эволюция земной жизни в целом есть длительный процесс первоначальной материализации Духа и последующей дематериализации всех физических тел.

Основное различие между Духом и материей состоит в том, что материя лишена самосознания, а Дух – и есть само Сознание. Поэтому феномен жизни и многообразие её проявлений должны исследоваться с учётом уровня и состояния сознания.

Различные уровни бытия и соответствующие им планы сознания подобны лестнице. Основание этой лестницы уходит в царство материи, а вершина достигает той грани, за которой бытие выходит за пределы космического сознания и переходит к планам суперкосмического Абсолюта.

Рассуждая о соотношении указанных мировых сущностей (духа и материи, находящихся в непрерывном движении), Николай Яковлевич Данилевский полагал, что все реалии мироздания – неорганические, органические и социальные – обладают сходной структурой и состоят как раз из идеального начала и материи (неорганической или органической).

Н. Я. Данилевский был уверен в существовании идеального начала в природе, поскольку только этим и можно объяснить целесообразное устройство в органической природе. В этом утверждении мыслитель видел «фактическую», «положительно-научную точку опоры» для идеализма.

© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с. 

Популярные сообщения