Согласно
учению русского социолога, геополитика, одного из основателей цивилизационного
подхода к истории Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885), сотворённое
миробытие характеризуется тремя мировыми сущностями – духом, материей и
движением.
Эти
начала бытия носят всеобщий и универсальный характер и пронизывают собой все
уровни строения бытия – неорганическую, органическую природу и человеческий
мир.
Дух, исходящий из сознания Первоисточника, и
материя как два извечных начала мироздания рассматриваются во многих
космогонических учениях. Дух – это
потенциальная материя, а материя – кристаллизованный Дух.
Взаимодействие и единство
тонкого духовного и плотного материальных
начал проявляется везде и во всём,
в том числе и в языке: эманация (истечение)
человеческого духа материализуется в звуковых волнах (устная речь) или
графических знаках (письменная речь).
Дух и материя, хотя и являют единство в своём
начале и неразлучны, тем не менее всегда разлучены, поскольку прогрессируют в
противоположных направлениях. Дух постепенно трансформируется в материю, а материя, достигнув максимального уплотнения,
стремится к своему первоначальному состоянию, то есть
к чисто духовной субстанции.
Эволюция земной жизни в целом есть длительный
процесс первоначальной материализации Духа и последующей дематериализации всех
физических тел.
Основное различие между Духом и материей состоит в
том, что материя лишена самосознания, а Дух – и есть само Сознание. Поэтому
феномен жизни и многообразие её проявлений должны исследоваться с учётом уровня
и состояния сознания.
Различные уровни бытия и соответствующие им планы
сознания подобны лестнице. Основание этой лестницы уходит в царство материи, а
вершина достигает той грани, за которой бытие выходит за пределы космического
сознания и переходит к планам суперкосмического Абсолюта.
Рассуждая
о соотношении указанных мировых сущностей (духа и материи, находящихся в
непрерывном движении), Николай Яковлевич Данилевский полагал, что все реалии мироздания
– неорганические, органические и социальные – обладают сходной структурой и
состоят как раз из идеального начала и материи (неорганической или
органической).
Н.
Я. Данилевский был уверен в существовании идеального начала в природе,
поскольку только этим и можно объяснить целесообразное устройство в
органической природе. В этом утверждении мыслитель видел «фактическую»,
«положительно-научную точку опоры» для идеализма.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия.
Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.