Об ангелах
слышали, пожалуй, все. Но многие ли знают, кто такие ангелы и какова их природа?
● В иудейской,
христианской, мусульманской традициях и в некоторых других религиях ангелы (от
греческого слова ángelos – «вестник», «посол») –
это существа, промежуточные между Богом и людьми, посредники между ними
[«Большая советская энциклопедия»].
Во всех
известных нам источниках упоминания об ангелах в разных контекстах связывались
со следующими значениями:
1) ангел – высшее по отношению к человеку
существо, отличное от Бога;
2) ангел – полубог;
3) ангел – существо из
духовно-энергетических миров, ведущее человека по жизни и контролирующее
выполнение им жизненной программы (такое существо называется также ангелом-хранителем, небесным учителем, определителем);
4) ангел – член небесной иерархии, по
происхождению – бывший человек, неоднократно воплощавшийся в физическом мире
Земли и достигший духовного совершенства;
5) ангелы – «сыновья неба», дававшие людям
знания, учившие людей искусствам и ремеслам;
6) ангелы – высшие существа, которые
превышали полномочия, полученные от Бога, что вызвало Божий гнев и появление
наименований «мятежные ангелы», «падшие ангелы»;
7) ангел – вестник, посланник, выполняющий
божественную волю;
8) ангелы – крылатые существа, уносящие
души людей после окончания жизни в физическом мире Земли;
9) ангел – дух.
В приведённых
значениях очевиден ответ на вопрос о природе ангелов: ангел является существом энергетической формы жизни, обитающим в
энергетических мирах Земли и способным воплощаться в человеческом теле.
Святой Дионисий Ареопагит, христианский
мыслитель, первый епископ города Афины, ученик святого апостола Павла, а по
иной версии – сирийский или греческий монах, живший на рубеже V–VI веков и
принявший псевдоним Дионисий Ареопагит,
разделял ангелов на девять чинов, которые в свою очередь подразделялись на три
иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.
Высшую
иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти,
Господства, Силы. К третьей относятся Начала,
Архангелы, Ангелы [Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии // «Библейская
энциклопедия», 2005 год].
Слово серафим (по-древнееврейски –
«пламенеющий, огненный») показывает, что Серафимам
свойственны быстрота и горячность, пылкая и неуклонная стремительность, а также
способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое
омрачение.
Херувимы (в переводе с древнееврейского языка слово херувим означает «обилие познания»,
«излияние премудрости») сияют светом Богопознания, ведают тайны и глубины
премудрости Божией, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум.
Они передают низшим ангельским чинам и людям высшие знания.
Наименование
третьего чина ангельской иерархии – Престолов
(от слова престол – «высокий стол,
стоящий посредине церковного алтаря») – показывает, что эти ангелы совершенно
свободны от всякой низкой земной привязанности и всеми силами твёрдо служат
Богу. Преимущественно через Престолов реализуется Божие правосудие.
Господства как ангельские чины ниспосылают силу к
благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от
Бога, учат владеть чувствами, смирять непотребные вожделения и страсти,
подчинять плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого
искушения.
Такие
ангельские чины, как Силы, исполнены
Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и
превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы
те сами могли являть чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее.
Силы помогают
труждающимся и обременённым людям в несении возложенного на них послушания,
укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей, чем и объясняют своё
наименование.
Власти имеют власть над дьяволом, укрощают власть
бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять
кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых
подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились
духовного царствия.
Ангельские
чины низшей иерархии – Начала, Архангелы и Ангелы – выполняют следующие функции. Начала в буквальном смысле начальствуют над низшими ангелами,
направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление
мирами и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племён и
языков.
Архангелами (слово архангел объясняется из греческого языка как «начальник ангелов»)
являются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном.
Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в
людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия, и
открывают таинства благочестивой веры.
Собственно Ангелы, которыми, как можно понимать,
управляют Архангелы, в Небесной иерархии стоят ниже всех чинов и ближе всех к
людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей
добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла.
Ангелы
приставлены для хранения каждого христианина: поддерживают людей от падения,
падших поднимают и никогда не оставляют их, если они даже и согрешили. Ангелы
всегда готовы помочь людям, если только сами люди этого пожелают.
Собственно
ангелы по долгу службы постоянно находятся в диапазоне частот, приближённом к
частотам физического мира Земли, имеют мобильную энергобиологическую форму,
позволяющую им, оставаясь невидимыми для людей, при необходимости воплощаться в
любом воспринимаемом образе, в частности, в образе человека, представляющем
точную копию умершего родственника конкретных людей.
Иисус Христос,
имея в виду людей, говорил: «Смотрите, не
презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах
всегда видят лицо Отца Моего Небесного» («Евангелие от Матфея»).
Согласно
христианскому учению, не только отдельные люди, но и целые семейства, социумы, каждый
этнос (народ) и каждое государство имеют своего Ангела-Хранителя.
Функция всех
ангелов в целом (всех ангельских чинов), как нам представляется, состоит в
курировании физического плана нашей планеты.
В зависимости
от уровня своего развития (чина) ангел опекает одного человека, нескольких
людей, группу людей или совместно с другими ангелами – целый народ и даже всё
человечество.
Отсюда –
следующие возможные аналогии: ангел =
определитель, ангел = тотемный
предок, ангел = племенное божество,
ангел = олимпийский бог.
По другой,
более древней классификации, представленной в «Книге Еноха», одном из наиболее значимых апокрифов Ветхого
Завета, существуют семь архангелов, называемых архистратигами – начальниками ангельского воинства.
В еврейской и
христианской канонической литературе особую роль играют архангел Гавриил (вестник Божий) и архангел Михаил (архистратиг небесных сил).
В книге Р. И.
Гарифзянова и Л. И. Пановой «Откровения ангелов-хранителей. Начало» также
называются имена семи архангелов и указывается, что в подчинении у каждого из
них находятся двенадцать ангелов.
Архангелу Михаилу подчиняются ангелы защиты.
Именно их следует просить о физической или духовной защите.
Архангелу Иофиилу подчиняются ангелы озарения,
которые, в частности, помогают людям избавляться от вредных привычек. Они же
даруют некоторым людям дар ясновидения.
Архангелу Чамуилу подвластны ангелы любви в
широком смысле этого слова (в духовном понимании), которые защищают от клеветы
и чужой злобы.
Архангелу Гавриилу подчиняются
ангелы, наставляющие на истинный путь.
Архангелу Рафаилу – ангелы исцеления.
Архангелу Уриилу – ангелы мира.
Под началом архангела Задкиила находятся ангелы
радости.
В некоторых
исследованиях разграничиваются небесные
и земные ангелы. Земными ангелами
называются служители Света, постоянно воплощённые в человеческом теле с целью сбора
информации о происходящем в человеческом социуме и для оказания помощи миру
людей [исследования Дорин Вёрче].
Ангелы
издавна изображаются на иконах. Христианское искусство первоначально изображало
ангелов в человеческом облике, а с конца IV века, когда утвердилось представление о бестелесности ангелов, их стали
изображать крылатыми [«Большая советская энциклопедия»].
На
изображениях ангелы обычно имеют нимбы и крылья, иногда держат свитки,
предметы, связанные с распятием, или музыкальные инструменты.
Из книги © А. Ф. Рогалев. Эзотерический мир и язык.
– Гомель: Барк, 2011. – 424 с. (с. 325–329).