Мотивы греха или наказания за какие-то проступки в легендарных сюжетах о
конкретных озёрах, носящих название Святое
(Святское), не позволяют считать
соответствующие водные объекты благодатными «местами силы», в отличие от Святых
озёр и Святых криниц, с которыми предания о провалившихся храмах и городах не
связаны.
Существование преданий об ушедших под землю культовых объектах и
селениях свидетельствует, что на берегах того или иного Святого (Святского)
озера и в прилегающей к озёрам местности сохраняются мыслеобразы ушедших
времён.
Память о былом способна сохранять вода озёр, и сама эта энергетическая
память может материализоваться в образах, звуках, голосах, стонах и в каких-то
видимых предметах.
Почему же озёра, возникшие на месте селений грешных людей и осквернённых
храмов, называются, тем не менее, Святыми?
Святость бывает разных уровней, но в любом случае она является
просветлением, то есть накоплением тонких энергий в духовной оболочке человека.
Просветление одновременно есть очищение, избавление от грехов, которые
представляют собой энергии низкого диапазона, не способствующие прогрессу души.
Очищение достигается разными способами, в том числе и через страдания,
которые трактуются в религиях и различных эзотерических теориях как необходимый
и важный элемент в воспитании души, как ступень на пути к Свету, Богу и как
средство отработки кармы.
Гибель людей в проваливавшихся под землю и погружавшихся в водную пучину
селениях, безусловно, была страданием, приводившем в итоге к очищению и
просветлению душ.
Вода возникавших озёр смывала все грехи, поэтому соответствующие водные
объекты и получали эзотерическое в своей основе название Святое озеро…
© А. Ф. Рогалев. Скрытый
смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель:
Барк, 2012. – 208 с. (с. 66–77).