Есть три понятия – «зачаточный
язык», «протоязык» и «собственно язык».
Зачаточный язык представлял собой сочетание предметных знаков (в качестве
знаков использовались предметы и действия самого человека) с произвольными
кинетическими и непроизвольными (естественными) звуковыми сигналами.
С помощью этих сигналов
выражались различные оттенки впечатлений в процессе отражения действительности
в формировавшемся сознании архантропов (питекантропов).
На основе звуковых
сигналов рождались первые фонемы. Это были примитивные языковые знаки, имевшие
биологическую основу, рождавшиеся естественным путём и одновременно указывавшие
на нечто, находившееся вокруг.
По мере усложнения
среды обитания и расширения круга использовавшихся ресурсов включались в
практику новые способы и средства жизнеобеспечения, появлялись разнообразные
аспекты во взаимоотношениях особей и групп.
Увеличение количества
реалий, требовавших осмысления и знакового обозначения, привело к наделению
смыслом не отдельных звуковых сигналов (своего рода «фонем»), а их сочетаний.
Так появились корневые
морфемы, а фонемы стали их структурными компонентами. Зачаточный язык сменился
протоязыком, характерным для палеоантропов (неандертальцев).
В дальнейшем
возраставшее количество корневых морфем неизбежно обусловило действие закона
перехода количества в качество.
Корневые морфемы начали
сочетаться и в таком виде не просто называли или обозначали отдельные предметы
и реалии, но и отображали связи между этими предметами и реалиями, отношения
между явлениями действительности.
Использование сочетаний
корневых морфем было первичной синтаксизацией речи и соответствовало усложнению
мысли, ставшей аналогом первоначального суждения.
Синтаксизация речи
означала появление языка современного типа, или собственно языка, который стал
возможен только у неоантропов (кроманьонцев).
По мнению учёных, этапы развития знаковой деятельности ребёнка (схематически их можно обозначить так: жестовая речь, сопровождаемая отдельными звуками → однословные звуковые обозначения → соединение слов в предложение) повторяют в миниатюре становление речи предков современного человека.
© А. Ф. Рогалев. Мир, человек, язык (опыт философии языка). Гомель: Барк, 2010. – 276 с.