Известный
русский и советский писатель-философ М. М. Пришвин (1873–1954), исследовавший в
своём творчестве проблемы человеческого бытия, размышлявший о смысле жизни,
религии, о межличностных взаимоотношениях и о связи человека с природой, явно
ошибся в следующей своей сентенции: «Величайшее
счастье не считать себя особенным, а быть как все люди».
Общество
всегда требует от человека: будь таким,
как мы. Тот, кто подчиняется этому требованию, однозначно умаляет себя как
личность, погашает в себе специфические личностные проявления и принимает
господствующие условия стереотипов и стандартов.
Между
тем каждому человеку от рождения свыше предписано развиваться не в массовом
применении, а в аспекте совершенствования каких-то проявленных или только
зародившихся ранее индивидуальных черт, качеств и способностей.
Человек,
следующий своему назначению, продвигается по ступеням восхождения сознания и
зрелости души быстрее тех, кто в первую очередь присматривается к своему
окружению и приноравливается к мнению и стереотипу поведения окружающего
большинства.
Игнорировать
социум, безусловно, нельзя и невозможно, хотя для некоторых индивидов жизненная
программа как раз и предусматривает развитие в роли отшельника или социального
изгоя. Но чаще души посылаются в человеческий мир для индивидуального развития
на основе относительной свободы воли в условиях тесного взаимодействия с
другими индивидами.
Суть
нахождения в человеческом социуме заключается в том, чтобы научиться при
соприкосновении или даже столкновении с подобными себе согласовывать свои
личные стремления и желания с установленными правилами и существующими
интересами других людей, но при этом не забывать, что общественное сознание
есть не что иное, как сумма взаимодействующих и взаимосвязанных индивидуальных
сознаний, а коллективное «Мы» всегда складывается из индивидуальных «Я».
Поэтому,
исправляя высказывание М. М. Пришвина, скажем так: величайшее счастье в том, чтобы быть среди людей самим собой.
© А. Ф. Рогалев. Философия бытия. Человековедение. Материалы, комментарии. – Гомель: Велагор, 2024. – 722 с.